Язычество: оккультизм в колыбели

В Библии нигде не говорится, в какой именно момент человеческой истории произошло искажение людских путей, отвратившее добрую их часть от веры в Бога Единого к многобожию. Но мы можем смело предположить, что это событие имело место уже вскоре после потопа и замороженного строительства Вавилонской башни. Утратив общий язык и разойдясь по всему, насколько это было возможно, лицу земли, человек не мог уже более быть единым в религиозных воззрениях. Без сомнения, появились различия в культурах, быте, мировоззрении, и, конечно, в религиозном устройстве. Появляются новые обряды и ритуалы, мало что общего имеющие с поклонением Богу Единому.

Язычество (от церковно-славянского языцы — народы, иноземцы) – принятый в христианской и исторической литературе термин, обозначающий некоторые архаические (примитивные) формы религии.

В более узком смысле язычество – это всё религии, призывающие к поклонению иным, кроме Бога, богам.

И, естественно, основными характеристиками язычества выступают:

1. Многобожие.

2. Строгое функциональное предназначение каждого отдельного бога, позволяющее язычнику верить, что именно взятые все вместе боги, занимаясь каждый своим делом, способны поддерживать мир и порядок во вселенной.

3. Обезличение богов; боги язычества не личности в непосредственном понимании данного слова, а только психо-физические воплощения тех или иных стихий, природных и социальных явлений (например, Гея – богиня земли, Аполлон – бог солнца, Гефест – бог кузнечного дела).

4. Антропоморфизм богов; несмотря на свою безличность, боги язычества человекоподобны и имеют тела (в общечеловеческом понимании этого термина), присущие любому человеку физические и психологические качества, а также характеры.

5. Вера, как интимно-сокровенное состояние души, не является для язычества принципиально значимым фактором: суть кроется в отправлении религиозного культа, также, в свою очередь, сфокусированного не на молитве, а на непосредственных ритуалах  (жертвоприношения богам, участие в мистериях и т.п.).

6. Язычество предполагает развитую магическую практику, основанную на приведении в действие не известных человеку, но внутренне присущих Космосу тайных сил.

Причина же возникновения язычества кроется в ложном самоопределении человека. Книга Бытие (глава 3:1-7) повествует о том, как первые люди соблазнились сорвать запретный плод с древа познания добра и зла, чтобы стать «как боги».

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

Вместо постепенного духовного роста, изменения себя по образу Бога, человек избирает «легкий путь», не требующий труда, «приятный для глаз и вожделенный» (Быт 3:6), обещающий сразу дать «знание добра и зла» — безбожный путь становления «богом».

Этот внешний путь «срывания» тайн бытия для овладения его естественными и сверхъестественными силами породил стремление к оккультному, магию. Магия – это языческое по своим истокам учение о возможности и допустимости сознательного воздействия человека на элементы окружающего его мира, основанное на магических законах. Таким образом, суть любых языческих культов — магическое воздействие на природу, слияние с ней и отождествление.

Подобно магии возникает и идолопоклонство – естественный результат неверного понимания высшей цели и истинного смысла жизни. Идолопоклонство («поклонение идолам», т.е. материальным изображениям языческих богов, собственные творения рук человеческих) нередко выступает синонимом язычества. В определенном контексте сама Библия может рассматриваться в качестве истории народа Божьего, порывающего с идолопоклонством. Со времен дарования Богом десяти Заповедей стало известно, что недопустимо делать никаких «изображений» (ни других богов, ни Его Самого); и сразу, как бы в противовес данной заповеди, имеет место история с золотым тельцом. В Новом Завете вновь подчеркивается необходимость бежать от идолопоклонства, дабы войти в Царство Небесное (Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения. (1 Послание Коринфянам 10:14)). Согласно апостолу Павлу, страшным выступает грех людей, которые вместо того, чтобы через творение познавать Творца, стали поклоняться тому, что также было сотворено Господом (Послание к Римлянам 1:18-32). Идолопоклонство — это и жажда денег, и безудержное пьянство, и любостяжательство (чрезмерное стремление к богатству и приобретению земных благ), и т.п. Утрата идеала духовного неминуемо влечет за собой культ материального, культ плоти. Гордость, попытка человека самому стать на место Бога, стремление к сверхзнанию и высшим наслаждениям порождает и наиболее утонченное язычество — мистическое.

С точки зрения христианства, язычество еще не изобрело законов — одни лишь блага да вселенский шаманизм, где не станешь настоящим человеком, не прозрев. С точки зрения язычества, вокруг действует колдовство, духи едины с Воображением, а смерть с неприятной неопределенностью. Язычество — это личное мифо-воззрение, в противовес цельному мировоззрению авраамических религий (иудаизма, христианства, ислама).

В целом же, позиция Христа по отношению к язычеству явно и ясно выражена в Священном Писании: «…и будет пасти их жезлом железным, как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего; и дам ему звезду утреннюю» (Откровение Св. Иоанна Богослова 2:27).

Язычество – это не искание Бога, а уход от Него.

И. Пацюк

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *