История евангельского движения в России

Во все века и во все времена истории христианства на русской земле, независимо от нередко очень низкого уровня духовного состояния общества и церкви в целом, всегда находились христиане, пробужденные Словом Божьим. Их жаждущие горнего души не находили никакого удовлетворения в обрядах, они, чувствуя дух христианского учения, пытливо и настойчиво искали истину. Эти люди хотели жить так, как первоапостольская церковь, верить так, что бы их вера и жизнь были как у первых христиан. Практически одновременно с введением христианства на Руси начинает жить мысль о евангельском учении, начинает звучать мысль о реформации официального церковного учения и церковной жизни.

Практически никому неизвестные сейчас иноки, о которых упоминается в древних рукописях, монахи и даже епископы средневековой княжеской Руси, простые крестьяне и вельможи времен последних Российских императоров, верующие времен Советского Союза – непрерывна череда людей Божьих, несущих свет Евангелия через казни, убийства, гонения, притеснения, лишения всех прав и состояния… Истинно говорит Библия устами Гамалиила о церкви: “…если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его” (Деяния Апостолов 5:38).

Много страниц в истории христианства написаны кровью и слезами верующих людей, не пожелавших быть христианами только по названию. Одной из ярких страниц в развитии этого движения было возникновение церкви христиан веры евангельской (ХВЕ).

12 августа 1921 года в Одессу прибыл пароход, на котором находилась группа миссионеров во главе с Иваном Ефимовичем Воронаевым, человеком, который, будучи преследуем за евангельскую веру, был вынужден в 1911 году бежать из России под чужим именем сначала в Китай, а потом – в США. Провозглашенная свобода вероисповедания в начальный период советской власти сделала возможной проповедь Евангелия; коммунистическое правительство, занятое удержанием власти в своих руках, пока не обращало внимания на деятельность миссионеров. После притеснения государственной церковью в Российской империи всех “сектантов” на короткий период на русской земле была действительно свобода проповеди Евангелия.

Однако условия жизни в Советской Одессе были ужасными. По свидетельству очевидцев люди на улицах выглядели подобно скелетам. На этих едва передвигающих ноги страдальцах была изодранная одежда и рваные ботинки, починенные с помощью картона. Повсюду в городе лежали мертвые тела мужчин, женщин, детей. Был ужасный голод.

Среди этого зловещего разгула смерти миссионерская проповедь о примирении человека с Богом принималась измученными людьми, как единственная и последняя надежда на улучшение своей участи хотя бы в вечности.

12 ноября 1921 года официально открыла свои богослужения церковь, зарегистрированная под названием “Церковь христиан евангельской веры”. Пастором церкви был Иван Ефимович Воронаев.

А уже в 1926 году в Одессе состоялся I Съезд, на котором был создан первый Российский Союз ХВЕ со своей централизованной структурой и штатными сотрудниками. Союз насчитывал 350 общин – 17000 членов. Из-за ужесточения в законодательстве от 1929 года и ухудшения отношения властей, Союз ХВЕ вынужден был перейти на нелегальное положение, а председатель Союза Иван Ефимович Воронаев был арестован и в последствии уничтожен в застенках НКВД.

Все годы, когда церкви христиан веры евангельской приходилось жить на нелегальном положении, она, несмотря на старания безбожного государства, не только не исчезла, но даже количественно росла. При содействии Божьем открывались новые общины. Но атеистическое государство возвело преследование и уничтожение христиан в ранг государственной политики. Невозможно подсчитать, сколько пасторов и других служителей церкви ХВЕ были убиты в застенках КГБ, сколько унижений и мучений перенесли рядовые верующие, у которых отбирали детей и отправляли их в детские дома. “Товарищеские” суды, презрение, надругательство над верой этих людей, конфискация имущества, тюремные сроки по вымышленным предлогам и надуманным статьям, с нарушением всех законов – невозможно перечислить все, что творило безбожное государство со своими гражданами, вина коих состояла только в том, что они были верующими.

Но церковь выстояла в этих испытаниях… На протяжении 70 лет строились дома молитвы, открывались новые церкви, тысячи людей принимали веру…

Уже в условиях реальной свободы вероисповедания в России, дарованной по великой милости Божьей нынешним поколениям, в 1990 году в город Свердловск, прибыла группа миссионеров из города Луцка во главе с Павлом Анатольевичем Баком. Также как и во время 20-х годов велика была жажда по Слово Божьему, люди приходили к Богу с покаянием, обретая мир и покой в сердцах, освобождение от пороков и грехов.

И в этом же, 1990, году была образована Свердловская церковь ХВЕ “Живое Слово”, входящая в состав зарегистрированного союза церквей ХВЕ (см. ниже). Первым пастором церкви был Павел Анатольевич Бак, который затем был избран и являлся Первым заместителем Начальствующего епископа Российской Церкви Христиан Веры Евангельской (РЦХВЕ).

В 1990 году, по инициативе части церквей ХВЕ, был созван Съезд, на котором был принят Устав Союза ХВЕ, отразивший продолжение деятельности Церкви, которая была приостановлена в 1929 году. Был избран руководящий орган во главе с Романом Ивановичем Биласом. Другая же часть общин ХВЕ, решивших не принимать государственную регистрацию церквей даже в новых условиях, образовала свой союз.

В 1991 году Роман Иванович Билас был избран руководителем Союза ХВЕ в СССР, а руководство Союзом ХВЕ в России было возложено на Владимира Моисеевича Мурзу. Он возглавлял Союз ХВЕ в России на протяжении двенадцати лет. За это время церковь достигла соединения отдельных общин в единое братство, были подготовлены священнослужители, создана система духовного образования, установлено сотрудничество с международным христианским сообществом.

Осенью 2002 года Союз ХВЕ в России был переименован в “Российскую Церковь Христиан Веры Евангельской”, что было зафиксировано Государственным регистрирующим органом за номером 6 от 08.06.2004.

Дополнительные материалы по истории возникновения пятидесятнического движения:

Пятидесятники

Российская церковь христиан веры евангельской

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.