Фиатира: и вашим, и нашим, или компромитирующий компромисс

Из всех посланий семи Церквам, содержащихся в Откровении Иоанна Богослова, самое большое адресовано в город, о котором мы знаем меньше всего и от которого почти не осталось следа на земле. Четвёртый город Апокалипсиса с поэтичным названием Фиатира полностью превращён в пыль истории. Тем не менее, проблема, перед которой стоит церковь Фиатиры, и грозящая ей опасность, затрагивают в равной степени всех христиан прошлого и настоящего.

Археологические раскопки показывают, что поселение на этом месте было ещё в III тысячелетии до н. э. Фиатира располагалась севернее Сардиса и 60 км восточнее Пергама на территории Лидии вблизи с границей с Мизией. Человеку первых веков имя «Фиатира» наверняка говорило несравнимо больше, чем нам сегодня, но, так или иначе, на сегодняшний день название трактуется как «Врата жертвоприношения». В римскую эпоху город процветал, будучи расположен в плодоносной долине реки Лик, соединявшей долины рек Герм и Кайкос; именно его географическое положение обуславливало значение города.

Во-первых, Фиатира лежала на перекрестке дорог из Пергама в Сардис и дальше в Филадельфию и Лаодикию и из Смирны и Магнезии в Византию. По этой дороге ходила имперская почта и шла большая часть торговли между западом и востоком, и поэтому Фиатира была прежде всего большим торговым городом.

Во-вторых, стратегическое значение Фиатиры связано с военным гарнизоном, расположенным там в качестве форпоста для защиты Пергама. Сама Фиатира не могла выдержать долгой осады, потому что лежала на открытой равнине и не имела ни одной высоты, которую можно было бы укрепить, а потому город мог только защищаться в надежде, что это даст Пергаму время и возможность подготовиться к встрече захватчиков.

В-третьих, Фиатира не имела особого религиозного значения. В догреческий период в Фиатире был культ местного божества по имени Тиримн, который изображался на фиатирских монетах на коне с воинскими доспехами — боевым топором и булавою. А с приходом туда греков установился культ Аполлона. Единственной же религиозной достопримечательностью Фиатиры была некая пророчица-ясновидящая Самбате, провещевавшая, якобы, волю языческих богов греков и римлян.

Ну и, кроме всего сказанного выше, город славился в основном текстильным производством и красильнями, а в особенности пурпурными тканями (в Евангелии такая ткань называется «багряница»). В наш технологичный век трудно представить, что цветная одежда в древности была роскошью и ценилась дорого.

Производство багряниц было весьма прибыльным делом. Ткань окрашивали пурпуром, добываемым из моллюсков, либо кармином, производимым насекомым кошенилью. Третьим способом была окраска с помощью растительного пигмента — марены красильной. Интересно, что, несмотря на череду завоеваний, разрушений и полную смену населения, этот бизнес процветал в регионе до ХІХ века н.э. — до появления дешёвых искусственных красителей. Большая часть местной продукции, кстати, шла на продажу Российской империи.

Из раскопанных надписей мы знаем, что там было много ремесленных гильдий, своего рода кооперативов, в которые объединялись для защиты своих коммерческих и бытовых интересов представители определенных ремесел, как то сукновальщики, кожевники, бронзовых дел мастера, прядильщики, красильщики, горшечники, пекари и работорговцы.

А из книги Деяний нам известно, что первое на европейской земле крещение, совершённое апостолами во время их миссионерских странствий, косвенно также связано с Фиатирой. Когда Павел и Сила прибыли в Филиппы, они встретили там женщину по имени Лидия: «И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце её внимать тому, что говорил Павел» (Деян. 16:14). Лидия приняла крещение, а вместе с ней крестились и её домочадцы. Гостеприимная Лидия настояла тогда, чтоб апостолы жили в её доме всё время их пребывания в Филиппах.

Итак, мы видим, что, в принципе, город не бедствовал, и христиане, кажется, не сильно-то и были притесняемы. И вот однажды приходит в Фиатиру посланник от Апостола Иоанна и приносит список книги Откровений, в котором, среди прочего, есть и обращение к членам поместной церкви.
И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану: знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.

Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.

Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду.

Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего; и дам ему звезду утреннюю.
Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам. (Откр.2:18-29)

Сегодня мы читаем эти слова, и далеко не все нам ясно и понятно. Но для адресатов каждое слово было исполненно смысла, причем не скрытого, а явного. Как мы уже говорили, обсуждая послания к другим церквам, Господь Бог, зная, что контенгент новообращённых из язычников в большинстве своём был не самым высокообразованным, тем паче, не подкованным в глубинах христианской теологии, поэтому все послания, обращённые к Церквям Асии просты и незамысловаты. По крайней мере для той конкретной аудитории и того времени.

18 И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану:

Послание открывается описанием Воскресшего Христа, в котором чувствуется угроза. Как видим, обращаясь к Ангелу Фиатирской церкви, Господь напрямую открывает им себя – «…так говорит Сын Божий». Если в предыдущих посланиях Иисус открывается в каких-то символических образах, то здесь, прежде чем объявить Себя в символах, Он открыто говорит о Себе. По всей видимости, это необходимо, чтобы конкретно объявить адресатам свое отношение к ним. В нашем общении с людьми мы и сами часто используем тот или иной собственный титул, что бы представившись человеку дать понять смысл общения или направленность разговора. Что значит Сын Божий? Это одна из ипостасей Иисуса Христа. Вспомним, Он назван в Библии и как Сын Человеческий, и как Сын Давида, и как Слово Божие, и как Агнец. Каждое из них имеет свой определенный смысл и значение. Все они применяются для конкретного случая и образа поведения Иисуса Христа, в одних случаях так, в других иначе. Титул «Сын Божий» означает не кого иного, как Того, кто родился от Бога, т.е. Самого Бога. Господь Бог так установил, что все рождает по образу своему и подобию. От яблони – яблоня, от лошади – лошадь, от человека – человек и т.д. Здесь же утверждается, что от Бога родился Сын Божий, Бог. И вот, Сам Господь Бог в образе Иисуса Христа обращается к ангелу церкви, и те внешние образы, которые приводятся чуть ниже, раскрываю нам в некоторой степени характер и смысл обращения.

Что значит выражение: «у Которого очи, как пламень огненный»? Взор, взгляд человека передает его внутреннее отношение к тому, к чему, или к кому, направлен взгляд. Внутренние чувства находят во взгляде свое отображение. Взгляд же Господа сейчас исполнен пламенеющего огня, горящий, способный сжечь, бескомпромиссный. В этом взгляде чувствуется строгость, готовность наказать, и, одновременно, требование немедленно привести в соответствие все, что подверглось искажению. Вспомним, что одно из характерных имен Господа Бога есть имя – «Огонь Поядающий». «Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить богоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий», так говорит нам апостол Павел в послании к Евреям (Евр.12:28-29).

«…и ноги подобны халколивану» Что это? Что подразумевает этот символ? Слово «халколиван» обозначает особый род меди или сплава на его основе – ярко блестящий, светящийся. Пророк Иезекииль определяет его как «огонь», «свет пламени» (Иез.1:4,27; 8:2). Скорее всего, это сплав металлов, возможно даже включающий в себя золото и серебро, производящий ослепительный блеск, ярче меди, раскаленной до бела. Секрет его изготовления утерян. В сочетании с Господним взором вид Иисуса весьма впечатляющий. Он пылает, излучает сияние огня, готовое поглотить все, что приготовлено на сожжение, все то, что пачкает Его драгоценное золото.

Некоторые библеисты соглашаются в том, что такое сияние ног Господа означает суд. Они проводят параллель между медным жертвенником, на котором сжигалась священниками жертва за грех в храме Имени Бога, и «медными» раскаленными огнем до сияния ногами Иисуса Христа. Возможно это и так, но, как мы сказали раньше, фиатирцы не были теологами, тем более не были фарисеями, знающими Писания Ветхого Завета на зубок, и такие символы были бы слишком сложными для понимания. На самом же деле Фиатира просто были знаменита по всему региону своими плавильными печами, и поэтому Господь применяет привычные для того города образы огня и раскаленной меди и бронзы. Господь говорит им понятно; «так говорит подобный огню плавильному и чьи ноги как чистейшая медь». И не надо изобретать велосипед. Но вообще, конечно, послание с таким началом не может быть успокоительным средством. Однако, продолжается оно в духе очень высокой похвалы.

19 знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.

Вновь, как и в предыдущих посланиях, Господь утверждает, что Ему известно абсолютно все, абсолютно все дела Ангела церкви и самой церкви. От Господа ничто не сокрыто. И Сын Божий, Господь Иисус Христос, дает весьма высокую оценку тем делам, которые находит в Фиатирской церкви. Первым из названных есть ЛЮБОВЬ, самое высокочтимое у Господа. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35).

Далее, Господь отмечает служение Ангела церкви, служение, которое Ему угодно. Конечно же, это не только служение одного пресвитера и более никого, нет. Под этим подразумевается служение всех представителей этой церкви. Что может быть этим служением? Что есть угодное Богу служение вообще? Конечно же, не старание исполнения ритуального обряда и попытки «узаконить благодать». Первую, главную составляющую их успеха мы уже видели. Это любовь. Если в основе служения нет любви Божией, то каким бы это служение ни было, оно будет неугодным Богу. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий». (1 Кор.13:1-3). Если кто-то будет пастором, епископом, дьяконом, евангелистом, пророком или еще кем, но не будет иметь любви, то такое служение скорее будет вредным, нежели Богоугодным. Под видом служения без любви обязательно будет прятаться всякого рода зло и лживость, всевозможное лукавство.

Какое же наше служение угодно Господу Богу? В чем оно состоит и как проявляется? Откроем Слово: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Римл.14:17-19). Вот что угодно Господу! Оказывается Господу Богу только того и надо, что бы мы имели праведность, мир и радость в Духе Святом. Что значит иметь праведность? Это значит то, что вас не осуждает ни ваша совесть, ни ваше сердце. «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1 Ин.3:18-22).

Богоугодное служение лежит не в исполнении массы надуманных нами дел и мероприятий, а в готовности всегда быть послушными Господу, Его Слову. Господь постоянно создает вокруг нас и с нами какие-то ситуации, посредством которых желает выработать в нас христианский характер, отображающий образ Христа в нас. Это важно как для нас, так и для окружающих нас людей. Ибо: «…Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Римл.8:9). И тогда кто бы, какой церковью ни хвалился, или какими знаниями Библии ни кичился, все равно не Господень, потому что нет в нем Духа Христова. А для неверующих, окружающих нас, приемлема лишь только одна, единственная форма проповедования, это проповедь собственной жизнью и личными поступками. «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1 Петр.2). Всякое пустословие, не подтвержденное личными делами, в том числе и на Библейские темы, просто кощунственны и не служат для славы Божией. Такие «проповедники» и «евангелисты» скорее позорят Господа, чем прославляют Его. Христовы не призваны «разглагольствовать» на тему Иисуса Христа, они призваны являть Его окружающим. А если не так, то верующие ли они? Христовы ли?

Не менее замечательным отмечается у Фиатирцев и наличие веры. Они сохраняют этот дар Божий, и Господь хвалит их за это. Невозможно угодить Богу без веры. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6). Речь идет о вере, которая выражена делами, делами любви. Божия вера действенна, подтверждаемая практическими делами и поступками. Божия вера есть только одна, она не может быть многочисленной. Мирские люди считают, что разнообразие «христианских» учений, о которых мы еще вкратце поговорим, течений, деноминаций и конфессий это «множество вер». Но это не так, это множество лжевер и даже лжехристианств, претендующих на истинность. «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф.4:4-6).

Так же как и в первом послании, послании к Ангелу Эфеской церкви, Господь одобряет наличие терпения. Это то качество цельности характера, без которого невозможно никакое постоянство и служение, особенно Господу Богу. Будучи чертой характера, основывающейся на вере, целеустремленности, жертвенности, стремлении к постоянству, терпение есть одно из самых уважаемых Господом качеств. Долготерпение есть составная часть плода Духа Святого (Гал.5:22), а апостол Петр говорит о терпении, как о безусловной составляющей любви (2 Пет.1:6). Тот, кто нетерпелив, тот не способен ни достигнуть какой-либо намеченной цели, ни совершить свое поприще так, как это угодно Богу. Нетерпение сродни ярости и гневу, вспыхивающим, как молния, и несущим только разрушение. Очень часто именно отсутствие терпения лишает верующего человека благодати Божией, не всегда Господь Бог «торопится» исполнять наши просьбы и удовлетворять нужды. Без терпения невозможно исполнить волю нашего Господа. И если кому-то скучно в своей церкви, хочется туда где бурные проявления Духа Святого и множество чудес, то задайте себе вопрос: а в церкви ли дело? Или в вашем нетерпении. А зрелы ли Вы, в таком случае, пред Господом?

Ответили? Вот и хорошо, идем дальше.

То есть, по словам Иисуса, церковь Фиатиры имела и дела и веру и главное – «любовь», которую оставила церковь в Ефессе, и даже имела прогресс и рост в служении «последние дела твои больше первых». Их труд развивается по восходящей: от хорошего к лучшему, от хорошего к лучшему. Этим фиатирцы не похожи ни на кого, ни на какую другую из семи церквей. Они не только сохранили и сберегают нечто правильное и истинное, но и постоянно это развивают. Оценка Господом их фактического состояния весьма высока. Их дела правильны и богоугодны. Их дела, как богоугодная жертва, постоянно приносимая ими Богу, принимается Им, что созвучно и названию города – «Постоянное жертвоприношение».

Господь определил их успешными, такими, чей труд на Божией ниве созидательный. И, на первый взгляд, фиатирская церковь была сильной и процветающей. Но и у них есть то, в чем Господь их упрекает, от чего предостерегает.

20 Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.

Не обошлось без искушений и в общине Фиатиры. Из текста видно что, то, в чем упрекается Ангел Фиатирской церкви, не есть присущее для него и его церкви. Здесь не говорится о том, что эта лжепророчица есть их, или то, что ее лжеучение есть составляющая их доктрины. Здесь речь идет о том, что он, ангел, только позволяет этому лжеучению проникать в умы верующих его церкви. Он позволяет вводить в заблуждение рабов Божиих. Понимаете? Эта Иезавель где-то рядом, в зоне досягаемости и общения. Иезавель не есть член или часть непосредственно Фиатирской церкви, ибо Господь говорит о членах Фиатирской церкви как о рабах Своих, тех, кто служит Господу и принадлежит Ему. А Иезавель не есть такова. Она называет себя пророчицею, но она не Божия пророчица.

Относительно ее личности было высказано несколько предположений. И что она была женой самого Епископа (Ангела) церкви в Фиатире, и что это была та самая Лидия – торговка багряницей из Фиатиры, которую Павел встретил в Филиппах и обратил в христианство. Было высказано предположение, что она вернулась в Фиатиру и стала оказывать дурное влияние на церковь, вследствие своего богатства и деловых интересов. Вся эта теория лишь клевета на Лидию. На самом же деле, как уже было сказано чуть ранее, одной из немногих достопримечательностей Фиатиры была оракул Самбате, женщина-пророчица. Дело в том, что основной религией Фиатиры того времени было поклонение Аполлону Тюрайос – повторюсь, город не был религиозным центром, но в пределах муниципалитета оправлялся культ именно этого греческого божества (так уж повелось со времен греческого владычества). Аполлон был богом солнца, вторым по власти после своего отца, Зевса. Он был известен как «отражающий зло»; он осуществлял руководство религиозным законом и заглаживал вину. Платон о нём сказал: «Кроме обрядов, связанных со смертью и тем что после жизни, он объясняет людям установления храмов, жертв и служений богам». Он сообщал людям своё знание «будущего» и «волю отца» своего через пророков и оракулов. И как раз в Фиатире этот ритуал исполнялся достаточно успешной и, видимо, не бесславной пророчицей Самбате, которая по традиции должна  была сидеть на стуле с тремя ножками и время от времени изрекать получаемые откровения.

Интересно, что эту женщину-пророчицу в послании к Фиатире нарицательно именуют Иезавелью, и ключ к ее характеру, судя по этому, надо искать в истинной Иезавели, потому что лишь немногие женщины заслужили за свою порочность такое имя. Судя по всему, как такового желания или рвения разрушить, разогнать Церковь у нее не было, но она хотела внести в Церковь иной образ жизни, что само по себе разрушало веру. Но каким же образом эта фиатирская Иезавель оказывала дурное влияние на жизнь и богослужение христианской Церкви?

Чуть раньше мы уже говорили, что все городские ремесленники и торговцы так или иначе должны были принадлежать к определённым гильдиям. А каждая гильдия, в дополнение к муниципальному культу Аполлона, имела ещё и своего покровителя в обширном греко-римском пантеоне, и важное место в общественной жизни населения занимали профессиональные празднества, посвящённые богам-патронам (типа современных дней учителя, строителя и т.п.). Эти праздники сопровождались пирами в храмовых трапезных, где участники вкушали идоложертвенную пищу. А если даже эти трапезы проводились и не в храме, они начинались и заканчивались жертвоприношением богам, а мясо, шедшее в пищу, было, естественно, идоложертвенным. Для христиан-ремесленников, входивших в состав гильдий, отказ от участия в таких празднествах был, по понятным причинам, в профессиональном смысле неудобен. В нём усматривался вызов обществу, традициям; таким работникам мог грозить бойкот и невозможность заниматься своим делом. Короче говоря, отказ от идоложертвенных трапез был равен профессиональному самоубийству. Перед всяким, кто избегал присоединяться к этим буйным пирам идолопоклонства и распущенным оргиям, закрывались двери профсоюзов первого столетия. Чтобы участвовать в общественной и торговой жизни, человеку приходилось быть языческим идолопоклонником. А потому, в отличие от пергамского, язычество здешнего разлива было профессионально-бытовым, практическим. И потому находились среди христиан такие, кто пренебрегал апостольским запретом вкушать идоложертвенное. Эти же «причастия» не обходились, наверняка, и без участия пророчицы – я не удивлюсь, если она на них была просто королевой бала: уж её-то патрон – Аполлон – по факту был выше всех этих второсортных божков – хромоногих Гефестов и лживых Гермесиков. И там она тоже пророчествовала, и проповедовала, а всё, что она говорила, воспринималось исходящим свыше, от Бога. А если ещё добавить тот факт, что персонаж Аполлона имеет несколько существенных сходств с Иисусом, то несложно было красивыми речами и проповедями затуманить сознание одурманенных винными парами не очень-то образованных христиан. Потому-то Иисус и начинает послание с представления себя как Сына Божьего – ЕДИНСТВЕННОГО ИСТИННОГО СЫНА ИСТИННОГО БОГА! Чтобы верующие разницу знали, а если не знают, то чтоб уразумели.

Именно это-то приспособленчество к обычаям языческой среды и обличается в послании к фиатирской общине, компромисс с общепринятыми мерами ведения дел, а более всего – внимание проповедям ведьмы, возомнившей себя божественным оратором. А уж она лжет и учит тому, что противно Богу – употреблению идоложертвенного и любодеянию (блуду), ибо все эти религиозно-профессиональные корпоративы не обходились без бурных оргий и обильных винных возлияний. Фиатира – «Врата жертвоприношения» – отсюда и упор на идоложертвенное.

Любодействие. Это слово имеет очень много синонимов и вариантов интерпретации. Все, что мы знаем как блуд, все, что с ним связано, как раз и заключается в этом слове и есть часть бесовского лжеучения. Значение этого слова и его синонимов очень просто, это ни что иное, как нарушение своей верности. Верности своему слову, верности супругу, верности долгу, верности Богу в исполнении своих обещаний, и т.д. Нарушение супружеской верности – блуд, идолопоклонство – блуд. Библия содержит более чем достаточно примеров названных духовным блудом, начиная хоть с ропота и золотого тельца в пустыне. Не менее мерзким в глазах Бога есть и нарушение данных человеком обещаний и клятв другим людям – словоблудие.

«…и есть идоложертвенное». Об этом просто и понятно постановил Апостольский Иерусалимский собор 49 г.: «Ибо угодно Духу Святому и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян.15:29). И всего-то. Но как ловко сатана борется за возможность проникнуть в умы верующих. Даже эта малость давно уже для большинства «христиан» утратила свое значение. Они этого и не видят, и не понимают. Уроки Иезавели освоены на «отлично». Заметьте, Господь говорит ангелу церкви, что тот попускает, отчасти позволяет Иезавели «…учить и вводить в заблуждение рабов Моих». То есть служитель молча смотрит со стороны, как те, кто по воскресеньям слушают его проповеди, на неделе бегают поклоняться и приносить жертвы языческим богам. А раз он так трусовато помалкивает, попускает, то и рабы Господние становятся в результате этого обманутыми и заблудившими. Обмануты – то есть принимают ложь за истину, верят лжи как правде и истине. Ну, раз пастор молчит, значит всё нормально. И поступают уже не так, как научены от Бога, а так, как их научила ложь Иезавели. Они в своих мыслях, делах, поступках и желаниях заблудились. Что значит заблудились? Совершили блуд, оставив истину и последовав за ложью. Заблудились и не могут найти истинного Пути. И не могут встретить того, кто бы указал им выход, а если и встретили таковых, то не слышат их, не принимают от них истины, потому что их-то пресвитер по этому поводу нем. Это как ночью в дремучем лесу оказаться: в какую сторону ни пойдешь, кругом деревья, на них и натыкаешься. Это страшно. Там есть лютые волки и рыкающие львы. И конец может быть весьма печальный.

Так о чём же это говорит нам с Вами, братья и сёстры? Где сегодня эта наша Иезавель?

Сегодня она подступается к нам под разными личинами. В наших церквях есть те, кто сегодня в грудь себя бьют: такие и такие мы верующие! Вот так и так соблюдаем, столько глав Писания читаем в день, так  и так молимся и постимся, так евангелизируем! Но смотришь, приходит время, а они и говорят, ну, в церкви вот так надо жить, а в миру, коли хочешь на плаву быть, то и вот так приходится. Здесь подтянешь, там соврёшь, тут на лапу положишь или откатишь. А что делать? Дань обществу и карьере. Но это ещё не самое грустное. Эти хоть как-то в церкви остаются, до них ещё достучаться можно. Таким образом, ИДОЛОЖЕРТВЕННОЕ не означает только лишь пищу, но  также и возможность зарабатывать, поклоняясь языческим богам или просто длинному рублю, получать блага через идолопоклонничество или нечестивые пути. Современное идоложертвенное – это, кроме каких-то духовных вещей, еще компромиссы с совестью, на которые нам порой приходится идти дабы остаться «в деле», «на плаву».

Кроме того, современная Иезавель – это ещё и религия, та, которая есть суровое исполнение обрядов при полном отсутствии веры. Какой бы религия не была, старой или новой, традиционной или нет, многолюдной или нет, признающая Иисуса Христа или нет – всякая она мерзость пред Богом. Мерзость, потому что имеет одну единственную цель – заменить собою Бога, стать посредником между человеком и Богом. Совершается ли это через философское учение, или через культовые ритуалы, или еще как, не важно. Как только между человеком и Богом встал кто-то другой, не Иисус Христос, этот человек в опасности. Рыло религии многообразно. Оно ни коим образом не отображает истинного Лика Божия.

Есть и такие верующие, которые, польстившись на все эти новомодные учения о сверхдуховном христианстве, на харизматичных лидеров, рвуться на семинары и конференции, дабы получить невероятное исцеление, финансовое благословение, посмотрель на ангельские перья и золотую перхоть. Не может христианин страдать! Весь мир у его ног! Надо только Бога за рога взять и потребовать с него! Но об этом мы уже как-то говорили – русский человек склонен верить в волшебную щуку. И все эти последние семинары в Киеве – колледж «Гора Моисея» или как там они себя называют – не более чем дьявольские шарлатанские представления, направленные на манипуляцию человеческим нетерпением, о котором мы сегодня уже говорили. И мне искренне жаль церкви, пасторы которых молчат и позволяют членам своих церквей отправлятся на эти сборища. Вернувшись оттуда, люди меняются, они начинают проповедовать ересь и уводят за собой других верующих. Вводят их в блуд, в котором сами варятся. Это современная Иезавель. Современная Самбате. И это послание адресовано к каждой церкви и сегодня тоже: пасторы, служители, слушайте, бдите, не попускайте этой дряни проникать в Ваши церкви. Знаете, оно звучит как христианство, но это не так. Точно так же и Самбате могла говорить недоумевающим христианам, что Тот, кому они поклоняются, такой же Аполлон, он же тоже Сын Бога, пусть даже и не Зевса. Кстати, другая личина современной Иезавели говорит, и мы все это слышали, наверняка, в учении Нью Эйдж, что все религии есть одно и то же, ведь есть некоторый Абсолют – Бог, Космическое Сознание, Мечтатель, Сварог, Ганеша или как бы его ни звали, – который все сотворил, и все верующие всех религий просто знают его под разными именами, но поклоняются ему одному. Не слушайте эту Иезавель!

Интересно, что Господь дал время и возможность этой Иезавели покаяться в ее любодеянии. Но она не захотела, отказалась. Мы не видим того, чтобы она покаялась. Она безнадежно увлечена грехом. Ее судьба прослеживается в книге Откровений до конца.

21 Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась.
22 Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих.
23 И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.

«Я дал ей время покаяться». Господь стучится в сердца к тем, кто разлагает общество, чтобы спасти и их. И Он давал шанс этой женщине в духе «Иезавели» покаяться, но она не вразумилась и не покаялась. Это означает, что «Иезавель» уже знала, что она делает грех. Иисус говорит, что у нее была возможность покаяться, значит Он посылал в ее жизнь праведников с словом истины или другие обстоятельства, когда обличал ее сердце в этом грехе.

«дал ей время» – говорит о том, что есть отведенное Господом время на покаяние грешника, в которое он должен успеть принять решение. Если это время вышло, и он не вразумился и не раскаялся, то тогда события будут разворачиваться совсем по другому.

Некоторые люди отвечают нам, когда слышат евангелие, что «мне еще рано», что они проживут жизнь в свое удовольствие и потом в старости покаются и придут к Богу, как император Константин в своё время. Церковь должна говорить правду грешникам, что сейчас Бог стучится к ним, но что так будет не всегда: каждому отведено время благодати, чтобы он успел покаяться. Иисус давал время Иезавели.

«повергаю ее на одр». Так как «Иезавель» не покаялась в отведенное ей время, теперь в ее жизнь приходит великая скорбь и, вероятно, это серьезная болезнь, которая положит ее на постель. «одр» – [klinon] – «постель», «кровать», «ложе». Слово «повергаю» – [ballo] означает «швырнуть», «взять» и «бросить». Словосочетание обозначает, что Господь приложит усилие, чтобы взять и повергнуть ее на одр.

«и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются». Теперь шанс покаяться дается тем, кто следует ее учению, – и если они также не покаются, то они будут повержены в великую скорбь [flipsis] – притеснение, гнет, скорбь, мучение, бедствие.

Но наш разговор об Иезавели будет неполным, если мы не обратим внимания и на ее детей. Она не только блудница, она еще и мать рожденным ею в блуде детям. Заметьте, что и детям уготована участь матери, они будут поражены. Те, кто следуют за ложью лжепроповедников, разделят с ними их участь, если в данное им время не покаются и не отрекуться от пагубных ересей, которыми наполнена их жизнь, или от тех дел, которые они совершают в угоду своей социальной и профессиональной жизни.

Божие же дети соблюдают Слово Божье, знают Его и исполняют Его, и имеют любовь между собою. Они крещены во имя Иисуса Христа, полностью осознавая свой выбор, и рождены свыше – от воды и духа. Они исповедуют Иисуса Христа Сыном Божьим, пришедшим во плоти. Это все. Кто сему учит – тот от Бога, ибо на таковом Дух Святой, и Иисус Христос, Сын Божий.

24 Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени;
25 только то, что имеете, держите, пока приду.

«Вам же и прочим, находящимся в Фиатире». Иисус дает четкое понимание, что это относится и к членам церкви, «вам же», и к остальным, «прочим», в городе Фиатире, которые также не приняли лжеучения язычницы. Иисус Христос обращается ко всем находящимся в Фиатире, и к церкви, и к тем, кто вне нее. Он не положит на держащихся Писания ничего дополнительного. Нет к ним никаких новых или иных требований, никакого «иного бремени», то есть никакого дополнительного ограничения помимо тех правил, что установлены Апостольским Иерусалимским собором (воздерживаться от идоложертвенного мяса, крови, удавленины и блуда). Только надо им держать, сохранять то, что они имеют. Напомним, что Господь высоко оценил труд Фиатирцев и их последние дела, которые больше, лучше прежних. Всем, кто не держится ложного учения Иезавели и не знают так называемых глубин сатанинских, должно сохранять свое достоинство. Но что они имеют такого, что так ценно в глазах Божьих? Конечно же Слово Божие. То чистое и неповрежденное Слово, которое дает им жизнь, силу, мудрость, свет и все необходимое для благодати.

«Глубины сатанинские». Если вспомнить, что слово «сатана» означает «противник, противящийся», то выражение «глубины сатанинские» примет более осмысленный для нас вид: «глубины противления», или «глубины противостояния». Сатана не может не противиться. Иисус Христос есть Слово Божие, и противление Ему означает противление Слову. Единственное чем Иисус прекратил атаку сатаны во время искушения в пустыне, это Словом: «Написано»!  Мы видим, что проблемы у Фиатирцев появились с приходом ложного учения, а что это как не искаженное Слово, неистинное, поврежденное Слово? И сегодня таких учений, как уже было сказано, множество. Не христианские по своей сути, они ловко проникают в церкви на волне новых сложных богословских трактовок, человеческих страстей , традиций и общепринятых социальных норм.

«…только то, что имеете, держите, пока приду». Как радостно Фиатирцам услышать эти слова. Оказывается то, что они делали и делают, то, что имеют, – угодно Богу, ценно для него. Им необходимо только держать это, не выпускать.

26 Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками,
27 и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего;
28 и дам ему звезду утреннюю.

И снова Иисус говорит нам о «побеждающих». Это не те, кто «победил», то есть совершил труд победы, а те, кто прилагает усилия к достижению ее. Абсолютным Победителем может быть только Иисус Христос. А мы есть те, которые искуплены Его Кровью, те, кому надлежит прикладывать усилия к достижению победы.
«…и соблюдает дела Мои до конца». Что же это за дела Господа, которые мы должны соблюдать? О, это очень простое, на первый взгляд, и скучное дело. Это всего навсего верить в Иисуса Христа, верить Ему, а не современным ветроучениям и посулам. «Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин.6:28,29). Вот и все. Но кто пробовал его исполнить, тот знает, с какими трудностями это сопряжено. Кто не пробовал жить по духу, кто не пробовал умервщлять дела плоти в своей жизни, тот ничего об этом не знает. Таковой пребывает в тумане обмана и витает в облаках ложных иллюзий – крючок, на который и цепляет Иезавель. Для детей Божьих в этом мире ничего просто так не дается, все имеет свою цену, цену жизни. И только верою мы имеем Божью поддержку, благодать и укрепление. Жизнь верующего – это сплошное чудо, зачем ждать их от каких-то гипердуховных семинаров и лжепророков? У верующего нет иного пути, как только выстоять в истине и Правде Божьей до конца, чтобы ни случилось.

Это труд веры, любви и терпения.

«…тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего». Вопрос власти среди верующих занимает, чуть ли, не ключевое место. Верующие, по отношению к неверующим, всегда мнили себя как некие властьимущие.

Неправильное понимание роли и функции «царственного священства», которым называются Христиане, очень часто приводило к тому, что собрания верующих устанавливали свою диктатуру над людьми, народами и государствами. Мы достаточно знаем этих случаев из истории.

С приходом Николаитства, уже в самих собраниях верующих начались утверждения руководящих должностей, формирование элиты и так называемого клира. Это привело к возвеличиванию авторитета одних и уничижения других. Братские, равные взаимоотношения умерли, начались иерархические, как в армии. Жажда власти, как один из трех «китов» сатанинского мироправления, прочно заняла свое место в религиозных церквях и собраниях. Но Господь никогда не учил подобному, никогда не учил о такой власти. И здесь речь идет о совершенно другом. Иисус Христос говорит нам о той власти, которую верующие имеют в Иисусе на Небесах, о той, с которой они явятся вместе со Христом во второе Его пришествие. А на сегодня для верующих еще остается в силе требование Господа быть покорными всякой человеческой власти, ибо она от Бога. Правда, только в той степени, в которой они явно не противоречат воле Божьей и Слову Его. «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, – ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, – как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петр.2:13-17). Вот чему учит Слово.
Кто же тогда будет пасти язычников жезлом железным? Конечно же, Иисус Христос. Именно о Нем говорит Давид в (Пс.2:9): «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника». В древности, каждый мастер-гончар ставил на своей продукции клеймо – чтобы все знали, кто этот изделие выполнил. И конечно, брак в таком деле не допускался, чтобы имя мастера не опозорить. И вот на слуай брака в углу мастерской стоял железный дрын, которым мастер сам разбивал все неудавшиеся горшки. Отсюда и такая параллель.

Что же это за глиняные сосуды? Пророк Иеремия, предсказывая будущее рассеяние Иудеев, называет глиняною посудою язычников: «Сыны Сиона драгоценные, равноценные чистейшему золоту, как они сравнены с глиняною посудою, изделием рук горшечника!» (Плач.4:2). Апостол Павел уподобляет людей вообще глиняным изделиям, которые в руках Божьих как глина в руках горшечника. В конечном итоге придет время, когда одни люди воссияют в Вечном Доме Бога, а другие будут повержены, превращены в черепки.

«…и дам ему звезду утреннюю». Многие считают этой звездой Венеру, которая перед рассветом ярко сияет в черноте небосвода. Возможно это и так, но речь здесь скорее идет не о звезде как таковой, а о времени, близком ко второму приходу Господа, который есть «наш День». По сути, звезда – это и есть Христос. Пока еще весь мир, кроме Христовых, лежит во мраке ночи. До непосредственного восхода солнца, на небе всегда загорается рассветная заря – солнечный отблеск, свет пока еще невидимого солнца, который уже разгоняет мрак ночи. Так и Иисус Христос. Перед тем, как явно установить Свою власть, Бог Отец доверил ее Своему Сыну – Иисусу Христу. Явная власть Иисуса – тысячелетнее царство, предшествует установлению вечной власти Бога Вседержителя. И блажен тот, кому Господь даст эту «звезду утреннюю».

29 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам.

И снова мы видим, что это послание было обращено не только к одной, Фиатирской церкви, но ко всем кто способен слушать и слышать, смотреть и видеть. Это обращение используется Господом во всех семи посланиях, что еще раз, в свою очередь, свидетельствует о всех семи церквях, как о одной, единой, Господней.

Прошли века с тех пор, как было написано это послание, и некогда цветущий город Фиатира затерялся в веках. Выяснить его местоположение удалось только в конце XVII века. Сделал это английский консул в Смирне. Исторические изыскания привели его к выводу: на месте древней Фиатиры стоит турецкий городок Акхисар (Белая Крепость). Так оно и оказалось.

Город Акхисар в Турции на сегодняшний день населяют примерно 100 тысяч человек (а не 7 тысяч, как утверждают некоторые христианские сайты) – это примерно как наши соседние Алапаевск или Артёмовск. И славится город сельским хозяйством.
Однако, сегодня в Акхисаре мало что напоминает о Фиатире — четвёртой Церкви Апокалипсиса. Христиане давно покинули эти места. Дань истории город отдаёт в рамках небольшой археологической зоны , приблизительно 100 х 100 м, и крохотного музея. Хотя примерно с полгода назад в центре города начались новые раскопки . Однако повсюду в городе натыкаешься на материальные свидетельства прошлого. Вот античная капитель, встроенная в стену дома, а вот — древнейшая из мечетей Акхисара, которая до XIV века была византийской церковью, а ещё прежде — каким-то общественным зданием, а до того — римским языческим храмом… Очередной «слоёный пирог» истории , обычный в этих местах, – компромисс прошлого и настоящего.

Но даже и это не очень примечательное, и не показываемое туристам место, мусульманский город, имеет, что рассказать нам с Вами, христианам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.