Филадельфия: столпы и двери
Филадельфия была самым молодым из всех семи городов, которым были адресованы послания в книге Откровений. И, в отличие от других шести церквей, у этой не было ни богатой легендарными подвигами многовековой истории, ни наполненных чудесами мифов о его основании. Он был основан колонистами из Пергама в царствование Атталы II, который царствовал в Пергаме где-то между 159 и 138 гг. до н.э.
«Филадельфос» по-гречески значит «любящий брата, братолюбец». Аттала так любил своего брата Евмена, что получил прозвище Филадельфос, отсюда и название его города. Не имевший наследника Аттал III Филометр, последний из правителей-атталидов Пергамского царства, завещал в 133 г. до н. э. свое царство римским союзникам. В 129 г. до н. э. Рим основал провинцию Азия, соединив провинцию Иония и бывшее Пергамское царство.
Целью основателя города было создание города – центра греко-азиатской цивилизации и средства распространения греческого языка и образа жизни в восточных частях Лидии и Фригии. Это был с самого начала миссионерский, так сказать, город, основанный для того, чтобы способствовать определенному единству духа, обычаев и преданности в царстве – поклоннике эллинизма на Востоке.
Филадельфия находилась в долине реки Когамус (сегодня Кузу) у подножия гор Тмолус (сегодня Боздаг). Кроме того, город имел важную особенность, которая наложила отпечаток на всю его историю, в том числе и на полученное им послание: он лежал на краю большой равнины, которая называлась Катпакекаумене, что значит выжженная земля. Это была огромная вулканическая равнина с остатками лавы и пепла потухших вулканов. Это очень плодородная земля и Филадельфия была крупным центром виноградарства и виноделия, она и по сей день славится виноградом сорта султана. Кстати, большинство винограда, ввозимого в Россию из Турции идёт именно из тех мест, из городо Алашехира (Филадельфии). Так вот, в этом-то и были скрыты опасности, которые оставили на Филадельфии более глубокий отпечаток, чем на каком-либо другом городе. Территория была чрезвычайно сейсмоопасна. В 17 г. произошло большое землетрясение, разрушившее Сардис и еще десять городов. В Филадельфии толчки продолжались много лет; римский географ Страбон описывает ее как «город, полный землетрясений».
Часто бывает, что большое землетрясение люди встречают мужественно и с самообладанием, а постоянные мелкие толчки наводят в панику; и именно так случилось с Филадельфией. Из описаний Страбона видно, что толчки происходили ежедневно. В стенах домов появились трещины, то одна часть города лежала в развалинах, то другая; большая часть населения жила за городом в хижинах и шалашах, даже боясь выйти на улицы, чтобы не быть убитыми разваливающимися зданиями. Тех, которые все же продолжали жить в городе, считались сумасшедшими; им приходилось все время подпирать качающиеся здания, и время от времени убегать на открытые места в поисках безопасности. Эти ужасные дни не были забыты в Филадельфии, и жители ее постоянно жили в ожидании страшных подземных толчков, готовые бежать на открытые места в поисках спасения. Житель Филадельфии хорошо знал, какую защиту давало ему обетование, что «он уже не выйдет вон».
Но в послании получило отражение не только это историческое прошлое Филадельфии. Когда она была разрушена землетрясением, император Тиберий был так же щедр по отношению к ней, как и к Сардису. В благодарность жители переименовали город в Новокесарию – новый город кесаря. В царствование императора Веспасиана жители еще раз изменили название, дав ему имя Флавий, потому что Веспасиан происходил из рода Флавиев. Правда, ни то, ни другое имя не закрепились за городом, и имя «Филадельфия», в конце концов, было восстановлено.
Свидетельствовать верность Единому Богу здешним христианам доводилось на протяжении всего существования Церкви. Основание её относится к концу первого века. По преданию, апостол Павел поставил в епископы Филадельфийской Церкви Луция, своего родственника, упоминаемого Послании к римлянам (16:21); после него епископом был ставленник Иоанна Богослова по имени Димитрий.
Удивительно, но название города – Филадельфия, – означающее братскую любовь, и есть, то, что предназначил Господь для своих учеников. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан.13:34,35). В Иоан.15:12 мы имеем почти такие же слова. Если бы данное название имело место случайно, без всякого значения, это полностью противоречило бы тому, что обычно выступает в Священном Писании. Я убежден, что братская любовь характеризовала эту церковь, пророчески указывая на то, что возникло под руководством Духа, как ответ на упадок и неверность в Риме. И понять смысл имени является первым важным делом, ведь где мы находим братскую любовь? – Среди братьев, конечно, в церкви. А братья имеют таких же предков. Братьями являются посредством рождения, то есть, возрождения, а не принадлежности к той или иной конфессии или подписи под тем или иным церковным документом. Совершенно очевидно, что братья имеют одинаковую жизнь и одинаковый источник жизни, а не одинаковую организацию. Если была братская любовь, то должно было иметь место и возвращение к тому, что было характеристикой вначале, когда видимая церковь состояла из обращенных людей, соответственно объединенных и слитых Духом в одной вере в Господа. В Фиатире были «прочие, …которые не держат сего (ложного) учения», а в Сардисе – «несколько человек, которые не осквернили одежд своих»; здесь нет вопроса о какой-то связи с Фиатирой или Сардисом. Здесь мы имеем верующих, находящихся в единстве веры и одной Церкви, которую признает Господь, – Его Тела, – и не знающих никакой другой связи кроме той, которая существует в Господе посредством Его Духа.
7 И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит:
8 знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.
9 Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.
10 И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.
11 Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.
12 Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.
13 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
7 И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит.
В самом начале этого послания Воскресшему Христу даны три великих титула, за каждым из которых стоит громадное притязание.
1. Он – Святый. Святый – это определение Самого Бога.
2. Он – Истинный.
3. Он – Имеющий ключ Давидов, который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит.
Прежде всего, нужно отметить, что ключ – это символ власти. Из всех трёх, пожалуй, только этот требует особого пояснения. Это образ Иисуса Христа, обладающего решающей и абсолютной властью, которую никто не может оспаривать. За этим стоит история из Ветхого Завета. У Езекии был верный слуга Елиаким, домоправитель, который один мог допустить кого-либо в присутствие царя. Исаия слышал, как Бог говорил о Своем верном рабе Елиакиме: «Ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет, запрет он, и никто не откроет» (Ис. 22:22). То есть, один Иисус имеет власть допустить или не допустить кого-нибудь в новый Иерусалим, новый город Давидов, кого удостоить, а кого нет – вечного райского блаженства.
Кроме того, как уже говорилось , город неспроста был основан там, где сходились границы Мисии, Лидии и Фригии, но не как военный сторожевой пункт, потому что о военной угрозе там едва ли можно было говорить, а с целью создать греческий культурный центр для распространения греческой культуры и греческого языка в Лидии и Фригии. Он настолько хорошо выполнял возложенную на него задачу, что к 19 г. лидийцы совершенно забыли свой язык и чувствовали себя греками. Кто-то охарактеризовал Филадельфию как “центр для проникновения греческого языка и греческого письма в мирную страну мирными средствами”. Вот это и имеет в виду Воскресший Христос, когда Он говорит о дверях, отворенных перед Филадельфией. За три века до этого перед Филадельфией отворилась дверь для распространения греческих идей в близлежащих странах; теперь перед ней открылась другая великая миссионерская возможность – нести весть о любви Иисуса Христа тем, кто никогда не слышал о ней.
Как и в Своей вести к Смирне, Христос хвалит верующих Филадельфии; они достойны похвалы Всевышнего.
В противоположность Сардису, как отлична Его весть! Народ той церкви носил имя, будто они живы, но они были духовно мертвы! Но Филадельфийская церковь сохранила Его слово и не отреклась от Его имени.
8 …знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.
«знаю твои дела» На первый взгляд сразу не видно о каких делах идет речь, но если посмотреть на конец стиха, то там и описаны эти дела; «сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего».
«Я отворил перед тобою дверь». Город, кроме всего прочего, стоял на имперской почтовой дороге, шедшей от побережья у Троады через Пергам, Фиатиру и Сардис в Филадельфию и выходила на большую дорогу, ведшей в Фригию. По этой дороге шли императорские армии, купеческие караваны. Таким образом это была лучшая возможность для распространения Евангелия на греческом языке в разные народы. Иисус предназначил Филадельфию для распространения слова Его и Он открыл эту дверь для них. Так и произошло в будущем.
Отсюда вытекает первый урок Филадельфийской церкви: перед каждым человеком открыта дверь и возможность миссионерской работы, масштабы отдельно не оговариваются. В своем ли доме, на работе ли, в близлежащей деревне или за тридевять земель… И в этом одновременно наша привилегия и наша ответственность – воспользоваться этой возможностью и этой дверью.
Сообщая коринфянам о предстоящей ему работе, Павел пишет: «Для меня отверста великая и широкая дверь» (1 Кор. 16:9). Когда он пришел в Троаду для благовествования о Христе, ему была открыта дверь Господом (2 Кор. 2:12). Он просит колоссян молиться, чтобы Бог открыл ему дверь для слова (Кол. 4:3). Вернувшись в Антиохию, он рассказывает о том, как Бог открыл дверь веры язычникам (Деян. 14:27). Да и Сам Господь посылал Своих учеников нести Слово и крестить уверовавших в Него до края земли. А кто уверует, ежели не научен будет?
Церковь должна ценить те моменты, когда Бог открывает перед ней двери и сердца для миссионерской работы. И если мы не войдём в эти открытые двери, берегитесь, как бы не закрылись какие-нибудь другие, а то и собственные, церковные. Для того он и поставил церковь посреди этого мира, а не где-то на окраине. Посмотрите, когда-то Филадельфия была основана на распутье, на стыке государств. Сегодня… возьмите любую, хоть нашу церковь: братья и сёстры вращаются в разных сферах общества, в разных социальных кругах, в разных городах и даже странах. Так не для такого ли часа приготовил нас Господь? Не для такого ли часа крепла и росла братская любовь – филадельфос – среди нас, не для того ли, чтобы мы могли нести её туда, куда другим, может, и вход-то закрыт? Миру не хватает братской любви, никто там её не являет. А мы её в церкви консервируем. Но знаете, любые заготовки и консервы рано или поздно надо открывать и употреблять по назначению, а если нет, то они закиснут и начнут плохо пахнуть, а то и вовсе банки повзрываются, если вы понимаете, о чём я. Любите друг друга, и позвольте миру эту любовь видеть и испытать на себе.
«И никто (!) не может затворить ее». В оригинальном тексте между словами “ее” и “ты” стоит союз [oti] – «что, потому что». Это означает, что никто не может затворить эту дверь потому что «ты не много имеешь силы, но (!) сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего».
Сила [dunamiv] в Новом Завете описывает сверхъестественные действия, чудеса и знамения. Из Иисуса исходила [dunamis] и исцеляла всех. Иисус дал ученикам [dunamis] исцелять болезни, изгонять бесов и воскрешать мертвых. Поэтому, можно полагать, что церковь в Фиатире имела меньше каких-то сверхъестественных проявлений Божественной силы, чудес, знамений, исцелений, пророчеств и пр., чем скажем другие церкви. Но она, в отличие от других, сохранила «чистоту» слова Иисуса, подлинность Евангелия. Люди в Филадельфии не хвалились духовной силой. Они не думали о себе слишком высоко. Напротив, они были сокрушенными, потерпевшими банкротство, слабыми, бедными, нищими, смиренными. Они были теми, о которых пишет пророк Софония: «В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей. Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне» (3:11-12). Братья и сестры в Филадельфии были свободны от упования на собственные силы, однако они были зависимы от Господа Иисуса и Его чудной благодати – они были сильны в Господе.
Церковь в Филадельфии не подвергала критике Слово Божье, но сохранила Его. Все Священное Писание было для нее авторитетным. Они признавали это Слово и полностью подчиняли себя ему. Ни доктрине, ни человеческим принципам, ни словам людей, ни общепринятуой истину, ни видению, уполномоченнму церковью, ни учению возлюбленных лидеров, – нет! Только «Его слову»! Они держались Слова Божьего, которое говорит нам, что мы «погибшие грешники», что мы «спасены чрез… Иисуса Христа», имеет обетование «сохранены силой могущества Его», является предостережением: «берегитесь, чтобы не упасть». Это – слово, которым мы питаемся, от которого получаем свет, посредством которого узнаём волю Бога. В этом слове мы находим откровение нашего небесного Отца через нашего Господа Иисуса Христа; в этом слове Святой Дух открывает нам сокровища единородного Сына, Наследника всего, что имеет Отец; в этом слове мы распознаём голос нашего Пастыря, утешающего нас и дающего нам силу и стойкость. Там, где это слово может делать свою работу и не отбрасывается в сторону, будет открыта дверь: дверь к сердцам людей, дверь в присутствие Господне.
Церковь в Филадельфии сохранила Слово, бескомпромиссно повинуясь ему. Она не подстраивалась к большой массе религиозников, не плыла, подобно мертвой рыбе, по течению навстречу гибели.
Слова Иисуса звучат примерно так. «Я знаю твои дела. Несмотря на то, что ты имеешь мало силы, ты сохранил Мое слово и не отрекся от Моего имени. Поэтому дверь, которую Я открыл перед тобой никто закрыть не сможет». Верность Его слову и Имени Иисуса позволит двери, которую Он открыл быть всегда открытой. Так и произошло. Свидетельство христиан продолжалось в Филадельфии на протяжении всего средневековья, несмотря на вторжение мусульман. Хотя многие из них и претерпели мученическую смерть.
«И не отрекся имени Моего». Как мы уже многократно говорили ранее, в то время христиане переживали гонения и от Иудеев и от Римлян и от язычников – их гнали за имя Иисуса. Некоторые христиане, из страха перед смертью или расправой над родственниками, отрекались от Имени Иисуса, спасая тем самым свою жизнь. Не отречься от имени Иисуса могли только по-настоящему уверовавшие христиане.
Очевидно, что те, кто хранит Его слово и не отрекается от Его имени, должны принять во внимание противодействие со стороны иудейских кругов в христианстве. «Сборище сатанинское», упомянутое в послании к церкви Смирны, мы находим снова и здесь:
9 Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.
Рассуждая о церкви Смирны, мы уже говорили, что причиной первого гонения стали наветы евреев фарисейского толка, которые всегда возбуждали римлян против христиан. В Книге Деяний святых Апостолов мы неоднократно видим, как иудеи настраивают власти против христианских проповедников. Так было в Антиохии (Деян. 13:50), в Иконии (Деян. 14:1-6), в Листре (Деян. 14:19) и в Фессалониках (Деян. 17:5).
«Сатанинске сборище» буквально переводится как «синагога сатаны». Сатана использовал Иудеев для того, чтобы свершать свои разрушительные планы над учением и последователями Иисуса Христа. Иисус говорит, что они лгут, называя себя Иудеями. Иуда [евр. Йехуда], означает с иврита “восхваление Господа”, а это уже не похоже на восхваление. Борясь за «чистоту учения», за истину, можно в то же время быть орудием в руках Сатаны, которым он на самом деле эту самую истину и уничтожает.
«Придут и поклонятся пред ногами твоими». Речь идет о покаянии и обращении тех Иудеев, которые гнали и истребляли последователей Иисуса Христа. Иисус сказал, что Он сам это сделает, что они придут и поклонятся к твоим ногам и узнают, что Я возлюбил Тебя. Кроме иудеев, здесь могут иметься в виду и все те многочисленные гонители и притеснители, которые отвергали и стремились заглушить Благую Весть на протжении последних двух тысячелетий. В этом смысле данное обетование созвучно с ветхозаветным пророчеством Исайи, согласно которому языческие народы в конце времён притекут в Иерусалим, чтобы покориться народу Божию. Ведь христиане, как и иудеи, претендуют на свою непрерывную преемственность от ветхозаветного народа Божия . «И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святого Израилева» (Ис. 60:14). Иоанн использует спасительное обетование Ветхого Завета о паломничестве народов в том смысле, что теперь в Иерусалим притекут не только язычники, но также и иудеи придут к истинному народу Божию и падут к стопам ног Его. При этом, правда, он не говорит об обращении иудеев. Но, оглядываясь на всё прошедшее, они поймут, что не они, но христиане – возлюбленные Господа. И это дано увидеть филадельфийской церкви, по крайней мере, начатки этого, если члены ее будут оставаться верными. Может быть, у нее и мало силы, может быть, у нее немного запасов, но если ее члены сохранят верность, они узрят зарю победы Христовой.
Христу не в чем упрекнуть филадельфийскую церковь. Она удостаивается лишь похвалы за то, что терпеливо переносила невзгоды и испытания. За это Христос обещает ей:
10 И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.
«И как ты сохранил слово терпения Моего». Слово сохранить [etirezas], имеет два значения и мы думаем, что мы должны рассматривать их оба:
1. [etireo] – исполнять, соблюдать, придерживаться. Благодаря тому, что они стойко, терпеливо придерживались слов Иисуса, стояли на слове, Он сохранит их от искушений. Это помогло им также устоять против атак Иудеев в то время, когда те истребляли учение и последователей Иисуса.
2. [etireo] – хранить, беречь, содержать под стражею. Благодаря тому, что они не повредили истинности слов Иисуса, но сохранили в целостности учение, которое приняли от Апостолов, Он сохранит их от искушений. Вот почему именно им Иисус открыл дверь для того, чтобы распространить Его Слово на греческом языке повсюду.
Это обетование Воскресшего Христа: кто хранит, будет сохранен. Верность обязательно будет вознаграждена. В 3:10 фраза «слово терпения Моего» значит, что обетование предназначено для тех, кто показал такое же терпение, какое проявил Иисус в Своей земной жизни.
Христос призывает нас проявить терпение, и мы можем сделать для себя три вывода в связи с Его терпением. Во-первых, оно служит примером для нас. Во-вторых, оно вдохновляет нас; мы должны смотреть на Него, который вместо уготованной Ему радости претерпел крест и пренебрег посрамлением (Евр. 12:1,2). В-третьих, терпение, проявленное Иисусом Христом, является гарантией Его сочувствия нам, когда настанет наша очередь терпеть. «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18).
Отсюда: «Я сохраню тебя от годины искушения». На многих страницах Библии говорится о «дне» (днях, времени), когда Бог больше не будет долготерпеливым, но изольёт свой гнев на землю и её жителей. Это не суд перед великим белым престолом (Откр. 20:11), – суд мёртвых, который наступит не перед пришествием Христа и восстановлением царства, не в течение Его царствования, а только после периода Его царства, когда будут новые небеса и новая земля. Те дни гнева или мщения также не являются разделением овец и козлов (Матф. 25:31), которое произойдет тогда, когда Христос примет власть и установит своё царство. Подразумеваемое время – время, предшествующее возвращению Господа, о котором Господь сказал в Лук. 21:22: «Это дни отмщения, да исполнится всё написанное». Семь ужасных лет гнева Бога будут предшествовать приходу Христа. В то время обрушится также великая скорбь, о которой говорил Господь в Матф. 24:21,22. То, что случилось в Египте, произойдёт и в мире. Прежде, чем фараон отпустил народ, Египет был покаран Богом. Так и Господь покарает мир до того, как придет в образе Избавителя для верных и в лице Судьи – для мира. Это – также время последнего царства, упомянутого в Дан. 7:23-25. Это царство мы вновь встречаем в Откр. 13. Следовательно, в Дан. 9:27 мы находим время последней седмины (не дней, а лет), которой не было в прошлом и которая ещё не наступила. Эти семь лет последуют за отвержением Христа и уничтожением святилища, что показано в Дан. 9:26, и будут предшествовать Его возвращению во славе. Матф. 24:29,30 говорит: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою». Тот факт, что в Матф. 24:15 Господь чётко сослался на Дан. 9:27, доказывает, что «скорбь тех дней» относится к семи годам Дан. 9:27, а слова Господа в Матф. 24:14-28 рассматривают эту седмину. Большая часть Откровения рассматривает тот же период, предшествующий возвращению Христа. Ужасы того времени изображены в Откр. 6–17.
Господь указал церкви в Филадельфии, что она не пройдёт через то ужасное время, но если бы в Божий план входило провести Церковь в целом через те же страдания, что «придут на всю вселенную», трудно было бы понять это обещание Христа лишь маленькой поместной церкви в Филадельфии. Дело в том, что в лице филадельфийской церкви Христос дает это обещание всем истинно верующим в Него, имея в виду восхищение Церкви до начала вселенской великой скорби, причем возрастного ценза восхищаемых Господь не устанавливает: в его глазах и стар и млад могут быть признаны одинаково верными.
«Когда будет восхищение?» – вопрос, о который сломано немало теологических копий. Однако наша готовность к пришествию Господа намного важнее правильного познания времени, когда оно будет! Мы видим, что дух антихриста в наше время все в более ужасающих масштабах проявляет себя в мире. Это говорит о том, что появление самого антихриста не заставит себя долго ждать. Но более всего это говорит о том, что приближается час нашего избавления. Очень скоро Господь восхитит к Себе Свою Церковь. Для нас весьма важно, чтобы мы сохранили слово терпения Его, как сохранила это слово Филадельфийская церковь.
11 Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.
«держи, что имеешь». Иисус призывает филадельфийцев держаться того, что у них есть, чтобы никто не похитил их венец. Дело не в том, что кто-то может украсть их венец, а в том, что Бог возьмет его у них и отдаст его кому-нибудь другому, если они уже не будут достойны носить его. В Библии люди, бывало, теряли свое место, потому что были недостойны, а получали его другие. Так, Исаву пришлось уступить свое место Иакову (Быт. 25:34; 27:36). Рувин, который бушевал как вода, должен был уступить свое место Иуде (Быт. 49,4.8). Саул лишился своего места, которое получил Давид (1 Цар. 16:1-13). Севна потерял свое место, которое впоследствии занял Елиаким (Ис. 22:15-25). Место Иуды было отдано Матфию (Деян. 1:25,26). Иудеи потеряли свое место, которое получили язычники (Рим. 11:11).
А что имеет церковь в Филадельфии? Повторим?
Упование на Господа, крепость в Его Слове и… двери, открытые для благовестия на все четыре стороны!
12 Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.
«Сделаю столпом в храме». В городах Малой Азии, и в Филадельфии в том числе, люди воздавали почести умершему после праведной жизни жрецу: в храме, где он служил, устанавливали колонну (столп) с его именем и именем его отца. В таком случае, эта фраза выражает вечные почести, которые Христос оказывает Своим верным слугам. Таким образом, это обетование означает, что победитель будет занимать постоянное, важное положение в присутствии самого Бога. Верные и побеждающие христиане будут столпами в храме Бога. Столп церкви – это великая и почетная опора. Петр и Иаков были столпами молодой церкви в Иерусалиме (Гал. 2:9). Кроме того, на верном христианине будет написано имя нового Иерусалима. Это символизирует гражданство верных христиан в граде Божием. Согласно Иезекиилю имя вновь созданного города будет: Господь там (Иез. 48:35). Верные и побеждающие будут гражданами города, в котором всегда находится Господь.
Однако до конца это обетование можно понять только зная сейсмические особенности данной местности. «И он уже не выйдет вон». Это может быть обетование безопасности. Мы уже видели, что Филадельфии долгое время угрожали непрекращающиеся землетрясения, и в такие моменты население бежало на открытое пространство, чтобы спастись, а после того, как толчки прекращались, неуверенно возвращалось назад. Это обетование безопасности и безмятежности верным и побеждающим христианам в мире, который дает Иисус Христос, и читать его нужно как «и он уже не будет выбегать вон из города на открытые пространства, потому что будет в нём сила стоять во Христе столпом, какие бы перетрубации не колыхали церковь и мир». Другими словами, если мы представим себе нашу веру как город, а землятрясения – как гонения и мирские проблемы, то выбегание или выхождение вон можно рассматривать, как оставление Господа в угоду своему спасению и выживанию. Будучи столпами веры, филадельфийские христиане не нуждаются в поисках безопасного укрытия, в Господе они могут позволить себе твёрдо стоять на ногах, даже когда мир вокруг них рушиться… А Вы говорите, кризис в стране… Будьте верными, и НАСТОЯЩЕГО кризиса вы не увидите… Бог не обещает, что христиан не коснутся проблемы и искушения СЕГОДНЯ, но если мы выстоим СЕГОДНЯ в этих мелочах жизни, то Он, как уже говорилось ранее, сохранит нас от ХУДШЕГО, дав нам гражданство в Своём Небесном Граде. Но, повторюсь, неотъемлемым спасение будет только в эсхатоне, в конце, как это подчёркивает обетование побеждающему, а не ЗДЕСЬ и не СЕЙЧАС.
13 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
Филадельфийская община ни в чём не была порицаема Господом. Много в мире существует церквей, которые имеют название «Филадельфия», однако ни одна не называется «Лаодикия» или «Пергам». Конечно, мы можем подыскивать хорошие названия нашим, церквам, общинам и миссиям. Только если это название не соответствует жизни, делам и хождению находящихся там членов или трудящихся в них сотрудников, тогда это только обман и повод к насмешкам и нареканиям со стороны мира.
Итак, ввиду скорого пришествия Господа нашего, сохраним слово терпения Его вопреки, быть может, нашим чувствам или опыту. Ко всем нам обращено это слово: радуйтесь, будьте спокойны и будьте готовы!