Светлый праздник Пасхи
Слово «пасха» (песах, пасах) переводится с еврейского как «прохождение мимо» или «пощада». Истоки этого иудейского праздника, ставшего главным праздником и для всех христиан, лежат в древней истории еврейского народа, описанной Моисеем в книге «Исход».
Еврейский народ, получивший спасение в Египте во времена Иосифа, давно уже находился в жестоком угнетении у египтян. Подходило к концу 430-летнее пребывание евреев в египетском плену. Спасти еврейский народ, по замыслу Бога, должен был Моисей. Но, поскольку фараон не хотел отпускать евреев, то Бог явил ему свою силу, послав на Египет 10 казней. Десятая казнь была самой страшной: Господь поразил всех первенцев в Египте – «от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах» (Исх. 11:5).
В каждом еврейском доме накануне был отдан на заклание агнец, мясо которого нужно было съесть с опресноками (мацой) и горькими травами в семейном кругу, не преломив костей (прообраз Христа – Агнца, взявшего на себя все грехи мира, которому не перебили голени, в отличие от других казненных). Кровью агнца, по наказу Господа, надо было вымазать косяки дверей, чтобы кара прошла мимо евреев – песах! Этим словом был назван и жертвенный агнец, и праздник, который Господь повелел праздновать сынам Израилевым в воспоминание о той ночи, когда Бог послал Своего ангела умертвить всех перворожденных в Египте и пройти мимо еврейских домов.
Важно, что последние евангельские события происходят в пасхальные дни.
По древнему иудейскому преданию, Мессия – Царь Израилев должен быть явлен на Пасху в Иерусалиме. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встретил Иисуса как грядущего Царя (Иоанна 12:12). Трудно представить, что через несколько дней они будут «…с великим криком требовать, чтобы Он был распят…» (Луки 23:23).
События начинают разворачиваться с быстротой, скорее напоминающей скорости нашего века.
Четверг – Тайная Вечеря. Ветхозаветная Пасха – агнец, вино и опресноки – связывается с новозаветной – Христом, Его Телом и Кровью.
Пятница – два суда (иудейский и римский) осудили Христа. Распятие. Смерть. Погребение: Иосиф Аримафейский и Никодим заворачивают его в плащаницу, пропитанную благовониями, и кладут в гробницу.
Суббота – первосвященники просят Пилата выставить стражу к гробу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив воскресение учителя из мертвых.
Воскресенье – после субботнего покоя ко гробу идут женщины с ароматами. Но камень отвален от входа в гроб, тела Христа внутри нет. «Вдруг
предстали пред ними два мужа в одеждах блистающих… И сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес…»
(Луки 23:4-6).
Он – воскрес!
Таким образом, Пасха – Воскресение Христово – главный праздник богослужебного года у христиан; установлен в честь воскресения Иисуса Христа.
Первые христиане праздновали Пасху одновременно с евреями. Только во втором веке, в Риме, христиане начинают праздновать Пасху особо от иудеев. Римский епископ Сикстус, возглавлявший римскую церковь с 116 по 126 годы, впервые вводит празднование Пасхи в воскресенье.
В настоящее время день Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю (переходящий праздник) и приходится на первое воскресенье после весеннего полнолуния. Время от времени Пасха католиков и православных выпадает на один день. Иногда совпадают католическая и еврейская. У православной и еврейской совпадений не бывает никогда.
В этом году западные христиане встречают Пасху 27 марта, а православные – 1 мая.
Анна Аксенова