Вифлеем: Истина, затерявшаяся в Холмах
Проведя ночь в неспокойном районе, располагающемся буквально на границе Западного и Восточного Иерусалима, мы – я и мой Друг и бессменный провожатый по Израилю, пожелавший из скромности остаться безымянным, – проснулись ещё до рассвета и с первыми лучами солнца тронулись в путь.
Проехав сонными кварталами арабского Города, мы выехали на Территорию1 и двинулись на юг. В Вифлеем. Однако же сперва путь наш лежал мимо Иродиона и выстроившихся у его подножия танков в сторону долины Ткоа, где, в одном из пограничных поселений ультра-правых израильтян нам надлежало встретиться с Гидом, согласившимся – на свой страх и риск – сопроводить нас в город рождества Христова. Стоя у ворот его дома на вершине холма, я сквозь утреннюю дымку, обещавшую ещё один жаркий майский день, вглядывался в очертания раскинувшегося на одном из соседних холмов Вифлеема. Уже и тогда было заметно, что, несмотря на всего какие-то одиннадцать километров, отделявшие это ныне арабское поселение от Вечного Города, разница между ними весьма разительна – маленький городок практически пребывает в запустении и постоянно разрушается.
По извивающимся среди холмов дорогам, мы быстро мчались в Вифлеем.
– Что ты видишь? – спросил Друг.
– Холмы, – ответил я.
– Смотри лучше. Что ты видишь?
– Я не знаю, на что смотреть.
– Номера! – Друг указал на номера машин на встречной полосе. – Видишь? Они все зелёные и белые, а наш – жёлтый – для многих местных, как красная тряпка для быка2. И для снайперов, которые могут скрываться в скалах…
Не знаю, были ли в скалах снайперы, но до Вифлеема мы добрались целыми и невредимыми. Не стану вдаваться в подробности того, как мы – один русский и два еврея3– попали на территорию Вифлеема через КПП (наш ловкий Гид устроил это каким-то чудесным, одному ему известным образом), но вот мы, следуя за колонной туристических автобусов с решётками на окнах, оказались там, внутри…
К сожалению, сегодня Вифлеем является частью Палестинской автономии, и во многие исторические места города попасть стало невозможно, а те, что открыты для посещения, не слишком безопасны. До войны за независимость христиане составляли более половины жителей Вифлеема, но в 1948 году мусульмане-беженцы резко изменили пропорцию.
В наше время Вифлеем – арабский город, в котором примерно 35% населения – христиане, а остальные – мусульмане. И живут представители двух религий в городе не слишком мирно.
Глядя на окружавшие нас со всех сторон однообразные, типичные для тех мест «палестинские» строения, я думал, что наверное здесь мало что изменилось за сто лет, минувшие с тех пор, как по этим местам в сопровождении своего арабского друга и его сына проезжал со своей женой Карл Фридрих Май4 – ну, разве что домов стало больше. А в это время наш Гид уже вовсю рассказывал, что Вифлеем5 – древний город, упоминаемый в Библии еще со времён Авраама. Неподалёку от города, по пути из Бейт-Эля (Вефиля) в Эфрату (Ефрафу), она же Вифлеем, при родах своего второго и последнего сына – Вениамина – умерла и была похоронена при дороге Рахиль, жена Иакова (Бытие 35:19). Показываемая туристам доселе гробница, возможно, действительно является могилой Рахили, хотя существует и совершенно не соответствующая истине версия, что это могила греческого этнарха Архелая, и путаница, якобы, произошла из-за созвучия имен. Однако археологические раскопки здесь никогда не проводились, и трудно утверждать что-либо наверняка.
Здесь же, неподалёку от Вифлеема, в селе, стоявшем на месте нынешнего арабского Бет-Сахур, произошла история, описываемая в книге Руфь. Именно в тех краях, на полях под Вифлеемом собирала она колоски пшеницы и встретила Вооза, за которого вышла замуж и стала прабабкой царя Давида. Будущий царь Давид также родился здесь, младшим сыном в пастушеской семье колена Иуды и отсюда был помазан на царство пророком Самуилом.
Ровно через тысячу лет после царствования Давида здесь, на пастушеском поле, на месте той же деревни Бет-Сахур ангел принес пастухам благую весть о рождении Иисуса. В честь этого события здесь стоит ряд церквей. По указу императора Августа и Публия Сульпиция Квириния (наместника провинции Сирия) о переписи населения с целью сбора налогов всем владельцам земли надлежало прибыть к своим участкам, что и сделали родители Иисуса. Места на постоялых дворах не было, и они переночевали в овечьих яслях, где и родился Иисус.
Раскопки свидетельствуют, что на месте, показываемом туристам как место рождения Иисуса, когда-то стояло святилище месопотамского божка Таммуза, бога весны. Затем в 135 г. римский император Адриан посвятил его — лесок и грот — языческому богу Адонису.
Зная древнюю – «священную» – историю холма в общем-то и неудивительно, что именно на этом месте в 332 г. византийский император Константин под наблюдением своей матери Елены (известной своей «страстью» к поискам и пренепременному нахождению Святых Мест), вырубив лес, построил базилику посвящённую рождению Иисуса.
В 1717 г. Храм – после многочисленных разрушений – подвергся реконструкции, и там появилась серебряная звезда со словами «Hic de Virginia Marie Jesus Cristos natus est»6. Звезда эта была турками похищена в 1847 г., что, помимо прочего, послужило одной из причин Крымской войны.
– Неправильный ты христианин какой-то, – сказал мне наш Гид по выходу из Храма Рождества. – Все ваши – христиане – рвутся сюда, целуют все эти святыни (всё-таки место рождения Христа), а ты только ходишь да всё скептически оглядываешь.
– А то ли место? – спросил я.
– Не знаю, – пожал плечами Гид. – По крайней мере, как мне известно, это одно из немногих мест, принятых всеми христианскими конфессиями.
Должен признаться, что у меня всегда вызывают сомнения места религиозного паломничества, будь то Храм Рождества или Храм Гроба Господня.
Ни один археолог на сегодняшний день не подпишется под тем, что это «те самые» места. И в этом я вижу особую Божью мудрость. Зная сердца человеческие, склонные из всего тварного и рукотворного делать себе кумиров, Он сокрыл от нас оба ковчега – Ноев и Завета.
А что было бы, если бы мы достоверно знали места рождения Господа нашего Иисуса Христа и положения Его во гроб? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть на то, что сделано из мест, традиционно таковыми считаемых. Да и посудите сами: ну кто в 4 году до нашей эры стал бы помечать каким-то опознавательным знаком место рождения какого-то младенца в хлеву? Да мало ли их рождалось? Вот если бы, скажем, он во дворце родился, тогда определение места было бы гораздо проще. Господь же всё устроил так, что место то затерялось, стёрлось, и нам оно, к счастью, сегодня недоступно, ведь вера наша должна строиться не на видимом, а на невидимом.
– Не понимаю, – выслушав мои объяснения сказал Гид, – зачем же ты тогда вообще хотел сюда попасть, если не веришь в святость этого места?
– Я не говорю, что не верю, – ответил я. – Глянь на эти холмы вокруг. Они единственные, кто хранят здесь память о рождении нашего Господа. Хранят, а рассказать не могут.
Гид опять пожал плечами:
– Хочешь увидеть древний водопровод? Настоящий.
Я кивнул, и мы поехали в сторону Хевронской дороги, где до сих пор можно увидеть остатки акведука времён императора Адриана , который снабжал водой Иерусалим, поднимая её на гору Сион.
Обратно в долину Ткоа мы снова ехали среди гордо вздымающихся серых холмов, молчаливо хранящих тайну рождения нашего Господа Иисуса Христа.
1 Так называемые территории Палестинской Автономии. Библ. «Фекоа» (в синодальном переводе).
2 Номера израильских автомобилей желтые, белые номера принадлежат автомобилям, хозяева которых проживают в поселениях на спорных территориях, зелёные – автомобилям Палестинской Автономии. В связи со сложной политической обстановкой в регионе, достаточно опасно путешествовать по Территориям на легковых автомобилях с жёлтыми номерами.
3 Евреям несанкционированный въезд в Вифлеем запрещён. Даже гиды, сопровождающие туры, обязаны быть «не евреями».
4 Карл Фридрих Май – популярный немецкий писатель конца XIX – начала XX вв., автор франшизы об Олд Шеттерхенде и Виннету, бывший, помимо прочего, дипломатом и не раз откомандировывавшийся на Ближний Восток.
5 Бейт-Лехем, «Дом Хлеба», по-арабски называемый Бет-Лахм, «Дом Мяса».
6 «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа». Существует также версия, что этот водопровод строил Понтий Пилат.
Артем Кабаков