Разрушающее единство

Деян. 2:1-4 – При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

Интересно, братья и сёстры, то что здесь записано. Интересно и необычно. Но знаете, самое необычное в этой истории даже не языки, как бы огненные, – когда какие-то вещи, какие-то чудеса зависят от Бога, удивляться особо нечему: наш Бог всемогущ и мы должны принимать это как данность. Удивляет другое – та часть, которая во многом зависит от людей: единодушие. «Все они были единодушно вместе».

Позвольте, дорогая Церковь, задать вам сегодня вопрос: Вот сейчас, в этот самый момент воскресного утра, едины ли мы? Единодушны ли один с другим и все вместе? И что это значит, быть в единстве? Что значит, быть в единодушии? В последние годы в нашей церкви и во многих других, и на межцерковных конференциях мы очень много говорим и слышим о единстве, о том, как хорошо быть братьям и сёстрам вместе, о том, что церковь – это организм, в котором каждый орган выполняет свою функцию, и все вместе части Тела Христова должны зазвучать как невероятный, чудесный оркестр. Но вот вопрос: А звучит ли? Ответьте честно… хотя бы про себя.

Мы все говорим о единстве, а о том, что бы как-то поработать над собой, который в это единство должен гармонично влиться, мы и думать не хотим – мы слишком духовны и идеальны. К сожалению, тот социально-духовный уровень единства, на котором мы начинаем строить единодушие и единомыслие в церкви, уже несколько поздняя ступень для начала подобного строительства.

Знаете, без чего невозможно единство группы верующих? Без единства внутри каждого отдельно взятого верующего. Без единства в каждом члене Тела Христова единство в Церкви невозможно. Представьте себе, что, скажем, все пальцы руки отделились друг от ладони и рассыпались по столу? И что может такая рука сделать? Или глаз: здесь сетчатка, там зрачок… Как Бог-Отец, Сын и Дух Святой едины, так и человек должен быть един в духе, душе и теле.

Вы когда-нибудь задумывались, можно ли отделить тело от духа и души? И если можно, то как? Где заканчивается тело и начинается душа? Где заканчивается душа и начинается дух? Господь сотворил нас таким образом, что пока мы живы, эти три составляющих неотделимы друг от друга. Давайте посмотрим.

•    У нас есть тело, которое Господь создал из праха земного (Быт.2:7). Физическое, осязаемое, то самое, которым мы действуем в окружающем нас мире, и которое помогает нам воспринимать окружающий мир.
•    Что такое душа? «Что унываешь ты душа моя», – пел псалмопевец. Кто-то скажет, что душа – это наша эмоционально-интеллектуальная составляющая. И будет, конечно, прав. Но только наполовину. Дело в том, что наши эмоции и интеллект во многом напрямую зависят от состояния нашего тела: выработка организмом гормонов, правильное или неправильное питание, объём получаемого организмом кислорода, количество и качество сна и многое-многое другое – всё это так или иначе оказывает влияние не только на физическое функционирование нашего организма, но и на душевное.
•    Но только ли от состояния тела зависит состояние души? Душевное очень тесно соприкасается с духовным, порой, настолько тесно, что у некоторых людей душевное даже подменяет собой духовное, в результате чего возникают проблемы. Хотя на самом деле, дух – это та частица Бога в нас, которая постоянно ищет Бога, назидает нас, осуждает, наставляет и направляет нас к Творцу, от которого она исшла.

Так или иначе, но все эти три составляющих сплетены в нас так крепко, что различить их границы просто невозможно. И только когда человек умирает – одному Богу известно, как! – дух и душа покидают тело – первый возвращается к Богу, вторая к Богу идёт, чтобы предстать пред Ним в день судный.
Но можно ли говорить, что, будучи составляющими одного человеческого существа дух, душа и тело едины? Зачастую, они бывают едины так же, как члены церкви. И индикатором такого состояния разобщения человека внутри самого себя является депрессия – состояние, замечательно описанное автором Пятикнижия во Второзаконии 28:66: «Жизнь твоя будет висеть перед тобой, и будешь трепетать ночью и днём, и не будешь уверен в жизни твоей». Вот такое незавидное состояние.

Знаете, обычно мы ошибочно воспринимаем депрессию, как некоторое исключительно душевное заболевание, но разве хоть одна физическая болезнь затрагивает только тело? Вот так же и с депрессией.

Начнём с определения. Что такое депрессия? Ответ очень прост, он кроется в названии. Депрессия происходит от латинского слова «depressus», что значит «подавлять». Кто подавляет? Что подавляет? Зачем подавляет? В нашей голове сразу возникает множество вопросов. И ответ у верующего человека всегда приходит быстро: дьявол подавляет! Нет, братья и сёстры, диавол искушает, подталкивает ко греху, ведёт в погибель, но у человека есть свобода воли, и он сам решает, поддаться на уловки диавола или нет. Точно так же сам он решает и вопрос с подавлением – сам.

В фильмах, книгах мы привыкли видеть стереотип страдающего депрессией как человека, который постоянно грустен, безрадостен, боязлив – да, это всё имеет место быть, но это только эмоции; и если учитывать лишь этот аспект – то мы только можем говорить о депрессии как о болезни души, но, как ни странно, она поражает все три уровня существования человека – дух, душу и тело.

Уровни депрессии

Живя в миру, блуждая по жизни без Бога, удаляясь от него, человек естественно подавляет в себе духовное начало. Помните, какое облегчение внутри вы почувствовали, когда впервые пришли в церковь, когда отдали душу свою Богу? Внутри вас как будто что-то расправилось, ожило! Это дух! Дух Божий, что обитает в нас, стремиться домой, к Творцу, в церковь, в общение святых. А мы своею безбожною жизнью столько лет подавляли его, тем самым повергая себя в духовную депрессию. И вроде бы всё-то в жизни хорошо: и семья, и дети, и здоров, как бык, но вот чего-то не хватает, гнетёт что-то… Было такое? Было! Искали, а чего, не знали. А теперь подумайте, как такой дискомфорт сказывался на эмоциональном (душевном) состоянии. А на физическом? И вот уже есть не хочу, спать не могу, поди жена, туда, не знаю куда, принеси мне то, не знаю что. Трудно, братья и сёстры, душе, когда она Бога подавлять пытается.

Но и придя в церковь, порой, поддавшись на искусы сатаны, мы согрешаем. Которая из трёх составляющих страдает в первую очередь от греха? Духовная, конечно. Грех подрывает наши отношения с Богом, как подорвал он их когда-то ещё в Едемском саду, а уже это повлекло за собой страдания эмоциональные и физические. Дух стремится к воссоединению с Господом, а грех не даёт этому воссоединению быть, получается конфликт, который влечёт за собой падение физическое и эмоциональное – и такие вот песни: «Нет мира в костях моих от грехов моих; я совсем поник, весь день сетуя хожу; я изнемог и сокрушён чрезмерно; кричу от терзаний сердца моего» (Пс.37:4, 7, 9). Таким образом, мы можем сказать, что депрессия вполне может начаться с наших подорванных или недостроенных отношений с Богом, или с отсутствия оных вообще. То есть, с подавления нами своего духовного начала.

Но знаете, эта составляющая депрессии – из всех трёх – пожалуй, самая конструктивная, потому что именно её может использовать Бог, чтобы приблизить нас к себе, чтобы наставить нас или обличить. Иногда Бог даже как бы сам создаёт подобные состояния. Смотрите, вот было время, когда Дух Господень почивал на Сауле и на Давиде. Славные были мужи. Однако же, как и все люди, согрешали – имели, за что дьяволу было зацепиться. А что было после согрешений?

И было на другой день: напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своем, а Давид играл рукою своею на струнах, как и в другие дни; в руке у Саула было копье. И бросил Саул копье, подумав: пригвожду Давида к стене; но Давид два раза уклонился от него. (1 Цар.18:10-11)
Злой дух от Господа… В Библии не употребляется словосочетание «духовная депрессия» (сам термин «депрессия» появился много позже) или «духовные метания», но состояние вполне понятное. Интересно, что слово, которое в синодальном переводе читаем как «бесновался» в оригинале текста говорит «пророчествовал», но пророчествовать можно не только от имени Бога, видимо, в тот момент Саул пророчествовал то, что говорил ему далеко не Бог.

Через несколько дней эпизод с копьеметанием повторился.
Что случилось с Саулом? Бывает в нашей жизни так, что Бог, дабы мы, упорные в своих пригрешениях, под новым углом взглянули на свою жизнь, как бы отступает от нас, оставляя нам взамен ощущение нашей греховности и неполноценности и шанс попытаться самим справиться с теми страстями, в которые мы попадаем из-за своих скверных деяний. Такой вот злой дух – а вовсе не бесы от Господа, как некоторые пытаются трактовать это место Писания. Мне кажется, Бог использует это как некоторую крайнюю воспитательную меру, чтобы мы поняли, как всё же плохо и тяжко без Него. От нас же зависит, как мы поведём себя в этой ситуации. И очень часто мы ведём себя как саулики: когда нам плохо, когда дух Божий внутри начинает нас обличать или даже отступает от нас, мы никак не можем смириться с этим обличением, и, вместо того, чтобы с усердием искать Бога, читать Писание, молиться, исповедоваться, начинаем огрызаться на людей и метать в них копья своих проблем. Таковы мы и есть: гордые Саулы.

Не лучше ли брать пример с Давида? Его грехи были не меньше сауловых, и Господь также вразумлял его, присылал к нему пророка, призывал к смирению. И что же Давид? Смирялся! Плакал и смирялся, открывал перед Господом душу свою – о чём мы многократно читаем в Псалтири. И знаете, «Близок Господь к сокрушённым сердцем» – Он всегда поднимал лицо Давида, даруя ему свою милость и прощение (хотя и наказания, как последствия греха, не отменял).

Скажите, человек в состоянии духовной депрессии может быть частью Тела Христова? Может он быть един с теми, кого называет своими братьями и сёстрами?
Другой уровень подавления – душевный. Очень часто, по тем или иным причинам, мы подавляем свои эмоции. Что-то происходит в нашей жизни, обычно мы считаем, что это должно быть что-то плохое: потеря близкого человека, работы, социального статуса и т.п., хотя, пожалуй, неразделённая радость даже хуже, чем неразделённое горе. Нас распирают разные эмоции – горе, душевные стенания, гнев (на себя, на людей и даже на Бога (а это уже духовная часть)), а поделиться этими чувствами не с кем, или не получается, или не хочется – неважно. Важно, что чувства как бы консервируются в душе, сегодня вы пострадали-пострадали, и коробушка уже полна, а завтра вы пострадаете ещё и в вашей душе страдание начнёт прессоваться, накапливаться и прессоваться, то есть подавляться – одни эмоции начнут подавлять другие, и знаете, пока они не найдут выход наружу, они будут искать выход внутри. И во что это выльется? В нежелание молиться, читать Библию, общаться с Богом и в гнев на Него, тем самым душевная депрессия станет и духовной.

Господь отдал меня в руки, из которых не могу подняться. Всех сильных моих Господь низложил среди меня, созвал против меня собрание, чтобы истребить юношей моих; как в точиле, истоптал Господь деву, дочь Иуды.  Об этом плачу я; око мое, око мое изливает воды, ибо далеко от меня утешитель, который оживил бы душу мою; дети мои разорены, потому что враг превозмог.  (Плач 1:14-16)
И не подходите ко мне, не трогайте меня. И не звоните мне. И вообще, отстаньте. А то и вам достанется.

А на физическом уровне придёт упадок сил («Душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней; я стал как человек без силы» (Пс.87: 4,5)), отсутствие аппетита, бессонница (не забываем, что эмоции непосредствено связаны с гормонами, а те вырабатываются организмом: стресс может повлечь сокращение выработки одного гормона, в ответ на это другие железы выбросят больше другие химических веществ и т.д. – не будем сейчас о деталях, а то я могу далеко зайти).
…сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой (потеря аппетита);  от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей (потеря веса).  Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах;  не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле (бессонница). (Пс.101: 5-8)
А со временем это состояние выльется и во что-нибудь более серьёзное: начиная от сыпи на коже, заканчивая язвами желудка. Корни многих – в том числе и очень серьёзных – заболеваний, кроме прочего, и психосоматические, то есть являются проекцией неблагополучного эмоционального состояния на состояние физическое.
Индикаторами душевной депрессии могут стать употребление алкоголя, наркотиков, сплетни и т.д., но депрессия ни в коем разе не оправдывает подобного поведения.
Скажите, человек в состоянии душевной депрессии может быть частью Тела Христова? Может он быть един с теми, кого называет своими братьями и сёстрами?

Ну и что совсем уж может показаться странным, депрессия может возникать и на физическом уровне. И, знаете, для людей в церкви эта депрессия, пожалуй, наиболее опасна. За отношениями с Богом мы вроде бы следим, за душевным состоянием тоже, а вот физическую составляющую если не попираем, то зачастую игнорируем. Нет, мы кушаем, одеваемся, моемся. Но этого недостаточно. Каждые день с едой наш организм получает определенное количество энергии, которую он извлекает из продуктов питания и расходует в течение дня. Точнее, он должен её израсходовать, но наш образ жизни – офисная работа, автомобиль и телевизор – не дают этого сделать. И тогда наш организм – товарищ запасливый и в то же время ленивый – решает: ну, коль скоро столько энергии нам не надо, то мы её из БЖУ извлекать не будем, а будем всё складировать на чёрный день. Вот будет голодный год, тогда всё и сожжем. А голодный год не наступает, а запасов все больше, и всё это начинает давить на наши внутренние органы, работа организма замедляется, ухудшается… Вы понимаете, о чём я говорю?

И наступает физическая депрессия, приходят болячки, доктора, диагнозы, которые совсем не радуют нас эмоционально, и вовсе не распологают читать Библию и молиться, а скорее подталкивают к вопросам типа «Ну как же так, Господи? Ну куда ты смотрел пока я молился?». «За что так упорна болезнь моя и рана моя так неисцельна, что отвергает врачевание» (Иер. 15:18). Так, с физического уровня депрессия захлёстывает душевный и духовный. И опять мы огрызаемся на ближних, с завистью смотрим на их в общем-то неплохое, в сравнении с нашим, физическое состояние, и душевное, и духовное… и понимаем, что нужно что-то сделать, но вот что? Нет, нет, я не говорю сейчас, что верующий не должен страдать, я говорю о том, что страдания должно переносить по-христиански, без озлобления, уметь извлекать из них урок, каким бы неприятным он ни был, тогда мы сможем нашу депрессию обратить в положительный процесс богоискания.

Скажите, человек в состоянии физической депрессии может быть частью Тела Христова? Может он быть един с теми, кого называет своими братьями и сёстрами? А может ли депрессия быть только физической, духовной или душевной? Нет.

И что же делать?

Подлость депрессии заключается в том, что она тоже представляет из себя некоторое единство, ибо затрагивает все до одной сферы нашей жизни. Знаете же, что «унылый дух сушит кости» (Пр.17:22). И это единство наше единство же и разрушает!

Читая кучу разной психологической литературы по данной теме, я встречал множество способов борьбы с депрессией, но проблема в том, что все они недостаточны. Светская научная литература врачует только душу и тело, христианская обращает внимание только на душу и дух, как будто одна из составляющих не важна, главное затронуть две остальные. Однако же за несколько лет психологической практики и сотрудничества с центром развития личности я понял, что одними только методами психологической работы с депрессией не справиться.

Выход из депрессии должен быть комплексным, то есть должен затронуть всё три составляющих человека – без этого он просто невозможен. Принцип единства должен проявится и в этом.

Пару лет назад я говорил о татуировании и прочем вреде, наносимом нами своим телам, и все мы дружно согласились, что тело наше, как сказано в Посланиях к Коринфянам, – храм Духа Божьего.

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы. (1Кор.3:16-17)

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (1Кор.6:19) Тем более, не свои! Ведь если вы машину вернёте в прокат в попорченном состоянии, с вас спросят за неё. А за тело, думаете, Бог не спросит?
Да, там говорится в контексте убегания от греха, но факт есть факт – тело есть храм Духа Божьего. И его надо беречь. Не только не совершать с ним никаких непотребностей, но и не позволять ему лениться (о вреде лености тоже можете почитать в Книге Притчей).

Знаете, вот сколько людей встречал, все говорят, что когда они что-то делают физически, то чувствуют себя гораздо лучше, живее, если хотите. А с нашим ритмом жизни – офис, машина, телевизор – на какую-то физическую активность не много уже остается времени. Нет, я не говорю сейчас про тренажёрные залы, хотя это и замечательное средство для физической нагрузки и эмоциональной разгрузки, но хоть что-то мы можем сделать? Смотрите, сегодня технический прогресс лишил многих из нас возможности даже помыть посуду, не говоря уж о стирке. Мы не хотим ходить ногами – даже если работа всего в паре километров от дома, многие из нас все равно предпочитают ехать на машине или автобусе (да, есть пара человек, которые велосепедируют, но они скорее исключение из правила). Нет, можно понять тех, кто просто уже не может много ходить ногами или у кого-то маленькие дети, но те, кто могут, просто грешат против храма Духа Божьего. Мы очень часто не ценим того, что у нас есть эта возможность – ходить и бегать, а знаете, есть люди, которые могут только мечтать о том, чтобы ходить своими ногами. Как радовались те, кому Иисус говорил «встань и ходи»! Это могут понять только те, кому врачи когда-то сказали, что ходить они больше не будут, а они взяли и по Божьей милости пошли.

Мы уже сказали, что когда тело лениво, оно начинает болеть, поэтому ваша ответственность поддерживать его в активной форме. Нет, мы сейчас не говорим о модельно-голливудских формах, об олимпийских рекордах или о грандиозных мышцах – но поддерживать тело в рабочем состоянии мы способны? Мне кажется, что наши старшие братья и сёстры гораздо крепче нас, молодых и красивых, и когда мы, которым сегодня по 30-35 лет помрём в свои почтенные 60-65 лет, они, те, которым сейчас по 60-65, придут в свои 90-95 на наши с вами похороны. Моя бабушка в 70 лет, болея болезнью Паркинсона, когда руки и ноги день и ночи бесконтрольно трясутся, могла в качестве зарядки по полу коробок спичек рассыпать и по одной их собрать, наклоняясь за каждой, не сгибая колен.  Это поколение людей, которые привыкли всё делать сами в жизни, – и поэтому она их обленить не успела.

Депрессия, по существу, – это болезнь молодых и ленивых, у которых есть время поплакаться и себя пожалеть. Читаю книгу, номинант на Пулитцеровскую премию, общепризнанная лучшая книга в США в 2001 году – 600 страниц автор ноет и стенает, как ему плохо, описывая все свои депрессивные симптомы и безрезультатные поиски выхода. Лучше бы погулять пошёл, чем писать этот мрак. Нет, есть конечно депрессия, как результат физической травмы, и тут уже включаются невропатологи, психиатры, и психоаналитики, и используются антидепрессанты, но знаете, обидно, когда эти пилюльки выписывают вроде бы вполне здоровым, но ленивым людям. И при этом говорят: «Даже если произойдёт привыкание, мы вас с них быстро снимем». А снять потом ой как непросто! Выбор между таблетками и активным образом жизни примерно такой же, перед которым Лялечка – героиня Ф. Раневской – ставит девочку в фильме «Подкидыш»: «Наташенька, чего тебе больше хочется: чтоб тебе голову оторвали или на дачу?» Не забывайте, активный организм может сам вырабатывать все то же самое, что содержится в антидепрессантах (ну, кроме, разве что, красителей).

Вот здесь очень часто возникает жалоба (особенно у молодых-деловых): «А у нас времени нет». А вы от телевизора оторвитесь, знаете сколько времени появится? Я тоже когда-то думал, что времени нет. И знаю, что другие братья тоже находят время: кто по 100 раз дома приседает, кто бодренько гуляет с женой в парке, кто в бассейн ездит, кто на даче своими руками баню строит. Нужно только захотеть.

Хорошо, с физиологией понятно. Что делать с психологией? Куда излить свои эмоции? Вы знаете, сегодня, в век компьютеризации и интернетизации, мы, кажется, начинаем забывать о радости здорового живого общения. Старшее поколение, не погрязшее в мировой сети, еще ходит в гости друг ко другу, а вот для молодёжи посидеть лишний часик онлайн куда ценнее, чем пообщаться с живыми людьми. Учёные говорят, что с появлением Интернет люди стали больше общаться. Но вот о качестве этого общения никто не говорит. А я так скажу: с появлением Интернет человеку стало легче грешить. Зависть, жадность, прелюбодеяние – эти и многие другие страсти и желания стало гораздо легче тешить и удовлетворять. А душе с этими грехами жить приходится, и, более того, с духом уживаться. Возникает хронический внутренний конфликт с последствиями. Статистика гласит, что с появлением соцсетей и сайтов знакомств количество разводов, депрессий и суицидов выросло.

Что делать? Побольше общаться с людьми в реальной жизни – с семьёй, с друзьями, с братьями и сёстрами в церкви. Перестаньте сочинять свою жизнь в Интернете, научитесь снова быть открытыми с людьми глаза в глаза, научитесь снова смеяться и радоваться простым шуткам и дарить друг другу улыбки, как те, о ком мы читаем, что они пребывали вместе в простоте и веселии сердца в книге Деяний.

А мне опять: «Да где ж столько времени взять?»

А вы из интернета повылазьте, знаете, сколько у вас времени свободного нарисуется? Я тоже думал несколько лет назад, что у меня времени нет. А потом нашлось. А сейчас, когда я стал выходить в Интернет только по делу, а в соцсети только если нужно что-то срочно черкануть – времени просто хоть отбавляй.

Что даёт нам живое общение?

И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга; (Рим.15:14) …научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. (Кол.3:16)
Ну и конечно, смиренные молитвы и чтение Писания помогут исцелить духовную депрессию. Но только ли они? Есть ещё один метод, которые психологи, как в прочем и многие американские пасторы, почему-то из разряда духовных стали выводить в разряд психотерапевтических – исповедь. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. (Иак.5:16)
Исповедь – это элемент библейского консультирования, это гораздо больше, чем просто общение с психологом или психиатром, и плоды, которые она приносит, безусловно, не только душевные, но и – в первую очередь – должны быть духовными: молитва, освобождение от бремени, раскаяние и покаяние. Без покаяния в грехах из депрессии не выйти (как не выйти из неё, будучи ленивым или закрытым от мира) – даже если она началась на телесном или душевном уровне, в своём течении она обязательно столкнётся с искушениями, а сил на их преодоление не у всех хватит. Мы не все как Иов, которого искушали похулить Бога, а он отказался. Мы даже не как Илия. Помните, как Илия исповедовал перед Господом свои страхи?

Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее. (3 Цар. 19:10)

Почитайте 19 главу 3 книги Царств, чтобы вспомнить, как Господь утешил Илию.

А я для себя решил так: если ко мне с телефона доверия направляют депрессивных товарищей, я, работая с ними, предлагаю им, кроме всего прочего, и сходить в церковь, на исповедь, пообщаться со священнослужителями. Объясняю надобность. Если они отказываются, то до свидания, прием окончен. Человек не хочет выходить из депрессии. Есть люди, которым в этом состоянии комфортно, их все жалеют. Знаете, депрессия сама по себе не грех, но когда вы привыкаете жить в этом состоянии, когда эти бездушность, бездуховность или физическое страдание используются вами для манипуляций чувствами и действиями других людей – тогда она становиться грехом. Один в болезни хулит Бога, грозит с собой покончить, а другой Бога славит и молится. К какой категории вы можете себя отнести?

Что же до молитв и чтения Библии, то здесь опять слышатся жалобы на нехватку времени. А вы газетку отложите в сторону или роман, которые вознамерились перед сном почитать, будет время, прочитаете их позже.

Таким образом, только когда дух, душа и тело – ни одно не больше другого – вкупе преодолевают подавляющие нас жизненные трудности, – вот только тогда мы можем говорить о том, что человек един сам в себе. Поэтому, если кто считает, что дух больше тела, то он должен помнить, что всё равно, пока мы живы дух живёт в этом теле – в этом храме. Если кто считает, что душевное или телесное больше, чем духовное, то пусть не забывает следующих слов: Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.   Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу,  когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно. (2Кор.4:16-18).

Ну а уж если человек един сам в себе, то ему не сложно быть и единым с Телом Христовым. Такой человек являет собой и своей жизнью все плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру,  кротость и воздержание (Гал.5:22). Пребывая в любой форме депрессии, человек разделён в себе, как разделённое внутри себя царство. Он не сможет явить этих плодов, а скорее наоборот, не устоит и развалится, и от церкви либо сам отпадёт, либо принесёт в неё разделение и раздор, потому что нет в нём радости от Господа, и мира, а я, повторяя слова Апостола Павла, говорю вам: «Всегда радуйтесь!»

«Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира будет с вами». (2 Кор. 13:11)
И трудитесь над собой день и ночь: телесно, душевно и духовно.

Даже и сегодня, придя домой, не ходите в интернет , не включайте телевизор, побудьте с друзьями, с семьёй, поговорите с ними, позовите их на прогулку, просто погулять, без машин, своими ногами. А вернувшись вечером домой, почитайте Писание, если есть с кем, сделайте это с ними, помолитесь и пусть Господь даст вам здоровый сон, дабы приступить к новой рабочей неделе полными сил и радости в Господе.

Автор: А. Кабаков

Фото: pixabay.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.