Жизнь – череда решений
Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему. (Св. Евангелие от Матфея 4:1-11)
Известная евангельская история, которая еще называется «Искушение Христа». Как и многие другие евангельские тексты, она стала фундаментальной основой для формирования мировоззрения и философских взглядов многих мыслителей, писателей, поэтов, художников. Евангелие повлияло на творчество, и на все то, что мы сейчас называем современной культурой. Мне кажется, эта история является ярким примером проявления всякой духовной борьбы. В ней мы начинаем понимать природу самого понятия «искушение». Слово «искушение» чаще всего используется в религиозном или духовном контексте нашей жизни. Искушение – это не что иное, как выбор человека. Ведь именно когда возникает искушение или соблазн, перед человеком встает выбор: какое необходимо принять решение. Мучительные сомнения в правильности нашего решения и в том, что будет вследствие выбора – и есть искушение.
Итак, в пустыне Христос стоит перед выбором. И я не открою великую истину, если сделаю следующее заявление: на протяжении всей своей жизни мы ежедневно сталкиваемся с неизбежностью принятия решений. Жизнь – это череда решений. Альбер Камю сказал: «Делайте выбор с умом, и судьба улыбнется вам. Но если выбор неудачный, никогда не знаешь, какую цену придется заплатить». Другими словами, история про то, как выбирал в пустыне сам Иисус Христос, может многому нас научить.
Давайте рассмотрим этот евангельский пример более детально. Во-первых, Иисус трижды стоит перед выбором. А еще точнее, выбор Ему приходится делать в трех сферах жизни: пища (материальные ценности), область чудес (духовные ценности) и, наконец, поклонение, преклонение (вопросы веры). Столкновение двух миров: царства света и царства тьмы. И то, какой выбор ты делаешь в этой жизни (и что ты выбираешь именно в этих сферах), говорит, к какому царству ты принадлежишь. Выбор Христа подчеркнул Его действительные приоритеты и интересы. Твой выбор также будет говорить за тебя.
ВЫБОР – это уникальный ИНСТРУМЕНТ, которым можно научиться осознанно пользоваться, потому что, хотим мы того или нет, но каждый момент времени ты делаешь выбор.
Интересно, что начинается испытание в пустыне именно с пищи, или другими словами, с материальных ценностей. Прежде всего, когда мы делаем выбор, мы должны понимать, что принимая какое-то решение, мы принимаем всю полноту последствий нашего выбора. И что делает Христос, когда ему изнуренному многодневным постом предлагают поесть хлеба. Он указывает на истинный источник Его жизненных сил, на Слово, исходящее от Самого Бога, т.е. на Истину. Выбор – это всегда определение границ своих интересов и главных приоритетов. Христос своим выбором говорит, что Его материальное благополучие (или голод) не затмевает собой Бога-Отца, или еще точнее, Его материальное благополучие полностью зависит от Отца Небесного. Без Его Истины (Его божественных инструкций) все наши попытки устроить свой быт и накормить себя и свои семьи будут тщетными. В Библии говорится о правильно выстроенных приоритетах так: вначале Царствие Божие, а остальное (материальное) приложится после. Осознание того, что весь мир сотворен Богом и законы, по которым существует Вселенная, управляются Истиной Божьей, дает нам возможность делать правильный или ОСОЗНАННЫЙ выбор. И это первый и главный урок, которому учит нас Христос, делая Свой выбор в пустыне.
Понимание и принятие ответственности за свой выбор превращает нас из слепых в зрячих, из глухих в слышащих. Территория, освященная Светом Истины Божьей – это территория осознанных решений и выбора. Так вот, либо ты сам делаешь свой осознанный (это очень важное слово) выбор, либо кто-то сделает его за тебя. По-моему, лучше платить цену (а цена всегда и всему есть) за свой личный, осознанный и добровольный выбор, чем за выбор, который кто-то сделает за тебя. Прежде всего, Христос демонстрирует силу своего осознанного решения и мудрость, которая простирается в вечность.
Напоминаю, что выбор – это всегда определение границ, интересов или, говоря по-другому, при выборе мы сужаем «зону поиска». Когда мы определяемся с моделью, все остальные модели для нас становятся неинтересны. При всей своей парадоксальности выбор освобождает нас от ненужных метаний и обязательств. При выборе наша жизнь строится более разумно и рационально. Выбирая Царство Божие, мы отметаем ненужные нам ценности. И наоборот, не принимая решения и не делая осознанный выбор, мы мечемся и мучимся в противоречивых решениях, нас разрывают сотни желаний и мыслей. Вступая на путь осознанного выбора, мы вступаем в область свободы. Верность сделанному выбору освобождает нас. Если в нашей жизни нет вещей, которые мы предпочитаем другим, наша жизнь не имеет смысла. И, напротив, если есть что-то, что желаннее, чем все остальное, жизнь обретает ценность и смысл. Мы по-разному понимаем и принимаем трудности (цену), которые возникают, когда мы пытаемся найти этот смысл. Мы всегда выбираем ценности, которыми живем, и критерии, с помощью которых оцениваем события. И как бы трудно нам при этом ни было, мы понимаем, что истинные ценности дороже второстепенных. Христос, выбирая в пустыне, понимал, что выбирает лучшее.
Но после того, как ты делаешь выбор в пользу духовного начала, ты вступаешь на территорию духовного противостояния. И когда ты решил для себя, от чьего решения зависит твое материальное благо, наступает время выбирать в духовной сфере. Человек так устроен, и его потребности не исчерпываются только материальными интересами.
Следующий выбор, который делает Христос, касается области сверхъестественных проявлений (а еще точнее, области гордыни). Дьявол предлагает на глазах многотысячной толпы спрыгнуть с крыши храма и продемонстрировать чудо. И когда и здесь у него ничего не получается, он и вовсе предлагает Христу поклониться ему в обмен на земную власть. Когда я смотрю на это противостояние, мне это напоминает демонстрационный бой тренера по борьбе перед своими учениками. Христос показывает нам, что, когда ты начинаешь принимать осознанные решения и этот выбор освещен Истиной Слова Божьего, следующее решение будет логическим продолжением предыдущего. Христос говорит дьяволу: «Я буду слушать Слово Божье, а далее я буду поступать по Слову Божьему». Ведь две последующие атаки Он отражает словами: «Ибо написано … и далее следует цитата из Слова Божьего». Когда человек делает выбор в пользу Царства Божьего, Царство Божье становится на защиту этого человека. Комбинация решений (выбора) Христа в пользу Слова Божьего (защиты Отца Небесного) наносит сокрушительный удар сатане. Враг повержен, и мы читаем, что ко Христу приступают ангелы и служат Ему.
Эта достойная схватка есть демонстрация силы правильного осознанного выбора и его последствий. Христос не только призывает нас делать правильный выбор при искушении, но и полностью осознавать последствия этого выбора. Тем самым, взять на себя полную ответственность за этот выбор. Такой выбор позволяет нам идти по дороге жизни, не пьяно шатаясь, но трезво выбирая и оценивая путь. Твой выбор – он только твой. Он не чей-то. Это уникальный «инструмент ответственности», открывающий невероятные возможности и перспективы, начиная от отношения к той или иной ситуации, заканчивая тем, как ты проживаешь свою жизнь.
И в заключение хочу привести еще один достойный пример выбора, который перевернул когда-то мою жизнь, жизнь многих моих друзей и знакомых. Более двух тысяч лет назад, ночью в Гефсиманском саду, Христос молился перед своей крестной смертью, Ему было очень тяжело, сомнения и боль терзали Его. Он сделал выбор. И этот выбор был таким: умереть за тебя и за меня. Благодаря этому у нас появилась возможность выбрать Его своим Господом и Спасителем. Так как написано в Евангелии: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин. 3:16)
Павел Александров